пятница, 22 декабря 2017 г.

История про листик или перфекционизма пост

В садике дали задание: раскрасить листик.


На дворе стояла осень, нам выдали трафарет.

- А как именно его надо раскрасить? - спросила я у воспитателя.
- Ребенок может сделать это как угодно. Как ему подскажет фантазия, хоть кисточкой, хоть пальчиком, хоть кончиком носа.

Илюша лишь повертел листик в руках и побежал дальше. Я же всю дорогу домой держала сумку как можно аккуратней, ну мало ли, чтоб листик не помялся.

Дома перерыла весь интернет, ну в самом деле, не станем же мы его раскрашивать банально: в желтый или коричневый цвет. Это же ЛИСТИК! ПЕРВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! Мы не можем упасть лицом в грязь, нужно что-то особенное!

Илья играл рядом, прыгал-бегал, смотрел мультики, ел-спал, а я все рыла. Наконец нарыла очень красивый разноцветный листик, выглядел он ярко и довольно необычно.

Позвала Илью, достала гуашь. Сын было дело хотел залезть в нее пальцами и наскоро потыкать, но я запретила. «Илюша, мы сейчас будем делать разноцветный листик, сначала я его разлиную, а потом будем красить каждый сектор в отдельный цвет». Сын вздохнул и стал ждать.

Мы красили листик вместе. Сектор я, сектор – он, и так бесконечно долго. Когда сын выходил за края, я безумно нервничала и шикала. Он ежился, собирался и старался так больше не делать, я исправляла «ошибки». Оставалось еще несколько секторов, когда Илья вдруг не выдержал и сказал: «Не хочу больше», и убежал открывать дверь пришедшему с работы папе.

«Сядь за стол, мы еще не закончили, давай доведем дело до конца…», но Илья даже слушать меня не хотел.

- А что это ты такое делаешь? – муж наклонился надо мной и рассматривал наши художества.
- Мы листик раскрашиваем, в садике задание дали…
- Ты, наверное, хотела сказать: «Я раскрашиваю листик»?
- Да нет, мы вместе его делали. Правда!

Следующие пять минут я как могла доказывала мужу, что рисовали мы вместе с сыном.

- Ну, даже если и так, то в садике не поверят, слишком уж красивый листик вышел…

Слиш-ком кра-си-вый… Ну так я этого и добивалась. Обычный осенний листик? Не, не слышали. Нам непременно нужен самый красивый!!!

А потом я видела глаза воспитателя, когда отдавала ей наш листик. Уже тогда поняла: что-то не то. Щеки вспыхнули, а в ушах звучал совет, сказанный педагогом еще в самом начале нашего пребывания в саду: «Он у вас немного зажатый, давайте ему больше свободы». А еще через день я ожидала Илью в коридоре группы и чуть не плакала, потому что… увидела это:


Сердце колотилось, в голове всплыл разговор пятилетней давности. Мы сидели в кафе с главредом из Киева, моей непосредственной начальницей, которая приехала оценить мою работу.

- Тоня, ты хорошая девочка, но у тебя синдром отличницы. Это слышно даже просто по твоему голосу в скайпе во время утренних планерок. Не надо так напрягаться, не надо лезть из кожи вон, не надо бояться сделать ошибку. Иногда ошибка – это повод подумать и пойти другим, новым и более интересным путем...

Я ехала домой в слезах, забежав в квартиру, набрала свекровь. Быстро-быстро говорила ей что-то про задание, про листик, вот, решила отличиться, разве это плохо, это же развитие для ребенка, что-то более оригинальное, не такое, как у всех… Свекровь долго слушала, вроде бы поддерживала, но попросила скинуть фотку. Я отправила ей общую садиковскую композицию из листиков. Вердикт был коротким: «Да, Тоня, это перебор».  

Весь тот вечер я проплакала. Эмоции сменялись волнами, мне хотелось то поехать в сад, сорвать наш листик и выкинуть в мусорку, то залезть под одеяло и чтоб меня никто не трогал. Я думала о том, что моя бывшая начальница еще куда больший перфекционист, чем я, и что «ага, только сделай ошибку и тебя порвут в том же скайпе на немецкий крест». О том, что если бы не мой синдром отличницы, то не было бы в моей жизни всего того, что у меня есть и была бы я в своих собственных глазах мелкой и ничтожной. О том, что хочу для своего ребенка самого лучшего и прекрасного, и что в этом плохого?!

А слезы все текли и текли, и какой-то новый человек рождался внутри меня.

28 комментариев:

  1. Здравствуйте, Antoniya! Пожалуй, я гожусь Вам в свекрови по возрасту... Но Вы близки мне по духу. А разве всё делать ответственно, не шаляй-валяй, кое-как - это плохо! Я наблюдаю в школе, как дети относятся к порученным делам, домашним заданиям - спустя рукава... Это и в жизни так будет. Другое дело, что детей нужно учить, как красиво сделать поделку, как выучить стихотворение, как выполнить поручение мамы или учителя... Не сделать вместо него, а научить!Это придёт в годами! Если хочешь воспитать хорошего сына или дочь.
    Извините, если получилось назидательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна, спасибо за комментарий, я вас как учитель (был у меня опыт преподавания) прекрасно понимаю, сама всегда интуитивно тянулась к тем, кто прилежно учился, хорошо вел себя, был активистом в поделках и мероприятиях, но сейчас, как мама чувствую немного другое. Мне думается, что ребенок совсем не обязан соответствовать ожиданиям взрослых, тем более, если, к примеру, вместо рисования он любит футбол или просто повеселиться. Мы действительно рисовали этот листик вдвоем, но я до сих пор корю себя за то, что не дала своему ребенку просто сделать так, как хотел он. Другие мамы подарили своим детям такую радость, а я настояла на этих разноцветных, никому не нужных секторах.
      Конечно, делать все спустя рукава плохо, но и лезть из кожи вон тоже не всегда хорошо. Можно научить ребенка изначально генерировать нестандартные идеи, а можно навсегда отбить желание творить. Надо научиться как-то лавировать.

      Удалить
  2. Ох, Тоня... Беда многих-многих родителей, мне кажется, в том, что мы почему-то думаем, когда хотим "для своего ребёнка самого лучшего и прекрасного", что на самом деле знаем, ЧТО для ребёнка будет действительно лучшим, полезным, правильным...

    Как учитель в своё время я на родительском собрании сообщила: "Ни одну работу, выполненную вами или с вами, если она задана детям для самостоятельного изготовления не приму, какая бы прекрасная она ни получилась - ребёнок получит "незачёт". Не вы учитесь у меня в классе - расслабьтесь и обеспечьте только наличие материалов-инструментов и рабочего места. К тому же, я вижу, как и что ваши дети делают на уроках, и, поверьте, смогу отличить сделанную не ими работу". И проблема была снята раз и навсегда.

    Детсадовцу, конечно, труднее отказать в приёме работы, сделанной мамой. Но классно, когда мама в итоге сама осознаёт, что НА САМОМ деле было бы полезно её ребёнку.))) Так что и этот опыт, мне кажется, тебе был нужен и полезен.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оля, опыт - это то, что приобретаешь не получив того, что хотел)
      Вообще нам изначально не говорили, что листик должен раскрасить сам детсадовец, я так поняла, что можно и вместе с родителем, но, как видишь, родитель переусердствовал)
      Оль, а какой ты предмет вела? Интересно) А еще подумалось, что для современной школы это просто установка идеального учителя: родители школьников жалуются, что им приходится не просто помогать детям с домашними заданиями, а чуть ли не всей семьей решать теоремы и писать сочинения, настолько якобы большая сейчас нагрузка и сложная программа...

      Удалить
    2. Тоня, я и швец, и жнец, и на дуде игрец - я учитель начальных классов была, в том числе был опыт преподавать во всех параллелях с 1 по 4 классы этикет и рисование. Так что всяких заданий, искушающих родителей "присоседиться" и сделать вместЕ и вместО, давала детям много. )) А спустя годы, когда уже ушла из школы, встречала родителей своих учеников и получала благодарности за то, что помогла им стать самостоятельными... Так что, думаю, в годы работы в школе я шла верной дорогой)))

      Кстати, современная школа меня просто пугает - я нынче с ней сталкиваюсь опосредованно, через клиентов запросами про детей, и волосы мои шевелятся, как у Медузы Горгоны, когда я понимаю, на что нынешняя система образования ориентирована...

      Удалить
    3. Оль, я почему-то как раз и подумала именно про этику и ИЗО - чудесо!) Не удивлюсь, если со временем узнаю, что в твоем послужном списке есть еще что-то вроде флорист или кондитер)
      А на что, по-твоему, ориентирована нынешняя система образования? Меня эта тема увлекла с недавних пор, может, потому что мысленно уже готовлюсь к школе...

      Удалить
    4. Тоня, неее, до флориста и кондитера я не дослужилась))) Не знаю, как с российской и другими постсоветскими системами образования, а наша явно намерена растить инфантилов, которые учатся в школе "всей семьёй", у которых родители лучше, чем дети, знают, что им задано и как это сделать, а почти все предметы у большинства детей нуждаются в репетиторстве, потому что дети в принципе не ориентированы на то, чтобы самим чего-то достигать и нести ответственность за незнание. Школа репетиторство поощряет дичайшими способами вплоть до принуждения, и дети вообще не понимаю, зачем ходят в школу. Их натаскивают на сдачу тестов, а способность учиться и целостно видеть мир вообще не формируется. Ай, грустно всё. Радуюсь, что уже ни по работе, ни через ребёнка со школой не связана...

      Удалить
    5. Ого, если именно так, то грустно конечно. Хотя я и не уверенна, что это именно ориентированность современной школы, скорее, уже просто давно назрели реформы. Я тоже пока не связана, но с каждым годом все больше задумываюсь, ведь время летит незаметно.

      Удалить
    6. К сожалению, у нас это именно результат многочисленных реформ и преобразований. Периодически от российских коллег в ФБ попадаются посты и комментарии про то, что и там всё реформируют и преобразовывают - и всё не в лучшую сторону. Так что лучше поузнавай заранее, что там у вас и как, чтобы быть готовой к чудесатым чудесам хот бы морально.

      Удалить
  3. Тоня... как вот я тебя понимаю. У меня у самой этот синдром отличницы.. Я потому и над экзаменами по вождению рыдала как ненормальная, потому что как так-то! я? медалистка с красным дипломом и не сдала?
    Сейчас я всеми силами держу себя в руках, чтобы не навязывать Мии свои идеи, чтобы давать ей свободу. Вот прям физически сжимаю рот, чтобы не сказать: "Тут криво, тут грязно!". Иначе как она научится? и это ее работа,а не моя. На днях у нас был скандал - Мия не хотела рисовать открытку воспитателям в сад. Причем не потому, что лень было (я вот до сих пор не знаю, как научить тому, что не все, что мы делаем, нам в удовольствие и иногда просто НАДО сделать), а потому что ей не нравятся эти люди и она не хотела им ничего делать. Так я ведь настояла. До скандала дошло, до шантажа детского с моей стороны. Сделали мы эти открытки. А мне гаденько внутри. Что я ее заставила. А она ведь имеет право не хотеть...
    Так что понимаю тебя очень и очень...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ксюш, я знаю, что ты такая же перфекционистка. Я тогда очень-преочень расстроилась и весь день была сама не своя. Наверное, это какой-то очередной экзистенциальный кризис, потому что до этого я жила и считала, что именно так и надо. А теперь меня это вдруг стало тяготить, еще и Илья от этого страдает. Хочу проработать эту тему, но боюсь в другую крайность впасть)
      А в вашем случае, может, надо было самой что-нибудь сделать и сказать, мол, это мы вдвоем, вот вам открыточки, поздравляем... или вообще не делать...

      Удалить
    2. Ты знаешь, я думаю, что хорошо, что это осознание пришло к тебе сейчас. Все ж от него больше пользы☺ мне так хочется, чтоб наши дети росли свободными и незашоренными. Я вот про себя и не догадывалась, какая я именно зашоренная и забитая.
      А насчет открытки..для было принципиально, чтоб Мия от себя сделала что-то. Чтоб она умела думать о других и заботиться.

      Удалить
    3. Конечно, пользы больше! Я вот думала-думала по этому поводу и пришла к выводу, что мне нужно сделать только одно - отстать от ребенка) Посмотрим, работает ли. Главное, не перестараться и не забить на ребенка)))
      Насчет вашей ситуации тебе, конечно, виднее, ты мама и в теме, но вот скажи, как часто ты сама даришь что-то или благодаришь тех людей, которые тебе не нравятся?;)

      Удалить
    4. Нечасто)))) ты права... Я уже пожалела, что настояла на этой открытке)

      Удалить
  4. Ой Тоня, я смеялась сначала, потом грустно было и хотелось тебя пожалеть. Я думала, такие мамочки существуют только в сказках, а тут на тебе, наша Тоня:)) Здорово, что ты сама видишь и понимаешь, это уже полдела, пишешь тоже хорошо:)) Подумай о том, какую медвежью услугу ты оказываешь Илюше, все все наши проблемы родом из детства. Комплексы, страхи, психические расстройства, всё от туда и как сложно потом с этим бороться. Я от стольких взрослых людей такого наслушалась, что безумно благодарна своим родителям за то, что они у меня простые люди, без сильных закидонов и амбиций, и воспитанием моим сильно не заморачивались, ей богу так лучше всего:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша, люблю твои комментарии, хоть ты и редко наведываешься)
      А что за сказка такая, она существует в реальности? Может, я почитаю и найду ключ?)
      Без закидонов и амбиций это здорово, у меня Саркис такой. Но таким, вероятно, надо просто родиться, а мне, вот, приходиться много над собой работать. Заметила еще, что если не работать, то жизнь обязательно даст по голове, поставит на место через какую-нибудь не очень приятную ситуацию, поэтому лучше опередить это, просто разобрав мусор в своей голове.

      Удалить
    2. Я часто наведываюсь и в курсе твоих событий:)) Не комментирую просто потому что считаю себя не компетентной, ну что я тебе скажу про воспитание того же ребёнка, у меня сейчас другой быт и другая реальность, это не значит что не интересно читать ваши с Ксюшей рассуждения из собственного опыта, наоборот, очень интересно! Про сказку я фигуративно, в смысле архетип узнаваемый:)) Мне (как и тебе) страшно от таких мамаш, но кто же знает какая из меня самой мамаша, может и того хуже, со стороны легко рассуждать. По мне так твоя история с листиком про явный клинический случай, но раз ты сама видишь и понимаешь, то не все конечно потеряно:)) Мудрости нам всем!!

      Удалить
    3. Ооо, так ты всегда с нами?! Здорово!) А я думала вообще редко заходишь в блоги, ушла в себя)

      Удалить
  5. Тоня, а мне нравится этот листик. Не вижу перебора... Да и тот факт, что мама с ребенком вместе (!) работали не должен вызывать нареканий у воспитателей. Тут надо только поддерживать!

    Хотя... Есть у меня один мальчик в классе. Его мама за него уже всю жизнь спланировала и когда случаются отклонения (а это естественно!) от намеченного маршрута, то у неё случается паника. Получил не 5, а 4 - трагедия, не выбрали для участия в конкурсе - смертельная обида. Её СМС всегда подчеркивают исключительность ребенка: "... его позвали на концерт, как лучшего (!) ученика группы". Но такой трепет мамы в воспитании уже начинает сказываться. Мальчик в трудных ситуациях не решает вопросы сам, а ждет решений от родителей; в детском коллективе не любят детей, которые задирают нос ввиду своей мнимой идеальности.

    Так что хороша, как всегда, золотая середина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо, вы описали реальную ситуацию, которая отображает мой большой страх. Я ОЧЕНЬ-ПРЕОЧЕНЬ боюсь стать такой мамой! Потому что это снесет крышу и мне, и ребенку. Две поломанные психики + невроз. До рождения сына у меня были все предпосылки к этому, но потом сама жизнь поставила на место - я поняла, что не все бывает так, как мы себе напланировали. И самое главное - что это не страшно, а может быть, даже здорово.
      Листик отдельно от других мне тоже нравится, но когда увидела на стене среди других работ, поняла, что муж был прав... Фотография в посте говорит сама за себя.

      Удалить
  6. Блин, Тоня)))) Отстань от ребенка! )))) Это первое, что хотелось написать. Меня рамками чужих правил на долгие годы отодвинули от рисования, которое я в детстве обожала. Это учителя, не родители, но тогда казалось важным. Синдром отличницы у меня очень даже был привит, пока не поняла, что я зачем-то пытаюсь производить впечатление на каких-то мифических людей в вакууме. Вообще у меня много вопросов к системе образования и очень жалко своих потраченных на школу лет. Там меня научили бояться ошибок, а самые крутые своих жизненные повороты я сделала, когда стала плевать на возможность ошибок. Любая ошибка - это опыт и новый разворот. По сути мы все идем по жизни и рисуем свою собственную карту. И ошибки - это маяки - либо «мне сюда и не надо», либо «а вот тут бы еще потренироваться, а ну ка попробуй».

    Но ты ж и сама осознала перегнутую палку - это супер, что ты видишь такие моменты. Значит, если и будешь их допускать, то постепенно выровняешься в этом вопросе. Не кори себя, пожалуйста, за ошибки, а выпей вкусную чаюшку, потому что ты умница и отличная мама! Мечтаю стать такой же, когда вырасту, правда) И если тебе будет в хорошем смысле по фигу, лучший Илюша в группе или нет, то он такие результаты покажет, что огого! По крайней мере, мой опыт говорит, что чаще всего бывает именно так. Ты сделала чаюшку? ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ира, ржу! Полпервого ночи, еле всех уложила, набульбенилась чаюшки до невозможного, сижу-икаю, и тут твой комментарий...)))
      Та я уже отстала от него, ребенок счастлив)
      Вот странно, а у меня нет таких ассоциаций со школой... Хотя мне и было в тягость там находиться, но только потому, что я будто понимала, что время, когда я все захочу и все смогу, будет явно не в школе, а намного позже...
      "Мифических людей в вакууме" - а почему мифических? У меня наоборот люди, которым я что-то доказывала, всегда были очень даже реальными. Слушай, а ты ведь теперь и правда производишь впечатление на МИФических людей)))) Нельзя упасть лицом в грязь!)))
      А вообще, захвалила меня прям! Я на самом деле такая мама, как и женщина-вамп: пытаюсь казаться едва ли не авторитарной, а в итоге как женщина-заяц - очень смешная)))

      Удалить
    2. Мифических - потому что на тот момент, как я им пыталась чето доказать, они уже были в другом городе даже и в далеком прошлом. И по сути это была уже какая-то моя мысленная проекция и их образ в моей голове, а не реальные люди))

      Да и сейчас на самом деле можно спокойно упасть лицом в грязь) Мир не перевернется, проверено))

      Про женщину-зайца ржу)))

      Удалить
  7. Тонечка, ну и я свои пять копеек вставлю. Я никогда ничего не расчерчиваю и не делаю "вместе", более того, я за километр вижу когда к детским заданиям прикладывает руку мама, а то и вся семья. Я даже присутствовала при награждении ребёнка на конкурсе рисунка, за рисунок, который родители заказали профессиональному художнику, и считаю, что это капец. Тебе это надо? Или тебе надо, чтоб пусть не лучше всех, но САМ? При этом, если мой ребёнок сделал плохо, я не падаю на попу, и не кричу "какая прелесть", я говорю, что плохо, и прошу сделать заново. Если детёныш вообще не представляет как красить листики, сначала показываю штук 5 примеров тупо в гугле, а потом беру бумагу, и рисую сама лист (ну или то, что там задали), параллельно все расказвыапю, а ребёнок делает то же самое, но на своём, на отдельном листе. Попробуй.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, оч интересный и дельный совет насчет параллельно двух разных листиков - моего и его, спасибо - обязательно попробую!

      Удалить
    2. Юля, вот да - метод "Делай, как я" - основной в обучении дошкольников и младших школьников каким-то действиям и приёмам.

      Удалить
    3. Тоня, на Лабиринте, кстати очень много творческих наборов для мамы и ребенка с параллельными заданиями. У нас есть три подобных)https://www.wildberries.ru/catalog/1114072/detail.aspx

      Удалить
    4. Спасибо, Ксюша, обязательно гляну!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...