пятница, 17 марта 2017 г.

Крымская весна 3.0. Полет нормальный.


В этом году я впервые ощущаю праздник. День воссоединения Крыма с Россией. Точнее, капельку ощущаю.


Все три года я умом живу на две страны. Украина для меня такая же родина, как и Россия. Душой же я с Крымом.

Я давно не писала на политические темы, хотя статистика блога показывала, что такие посты одни из самых популярных (после объемной цифры для детского дня рождения, конечно)). Мне очень многое порой хотелось сказать, но я не делала этого, потому что понимала, что это бессмысленно. А еще – что счастье любит тишину.

Три года назад я подробно описывала, что происходит практически в каждой сфере жизни моего полуострова, и спустя время читать это очень интересно. Но сегодня, в день праздника, который в Крыму отмечают с таким же размахом, как День Победы или Новый год, мне хочется, наконец, вдохнуть полной грудью: все хорошо.

Конечно, в Крыму, как и в любом другом месте нашей планеты, есть свои проблемы, но они ничтожны по сравнению с ситуацией в целом. 


Обо всех недостатках вы всегда можете почитать у Ильи Варламова, по части убожества курортно-туристической системы Крыма я с ним полностью согласна. Как согласна и по поводу внешнего облика наших городов, поселков. Жуткая несанкционированная застройка, обшарпанные, разрисованные и обклеенные объявлениями стены зданий, мусор-мусор-мусор, отсутствие надлежащего уровня сервиса в условиях низкой конкуренции, бюрократия, завышенные цены на продукты и жилье…

Крым в первую очередь регион курортный, и мне, проехавшей несколько лет назад побережье Краснодарского края, где такое же Черное море, как у нас, абсолютно понятно, почему некоторые крымчане едут на отдых туда, а не в родную Ялту. Я бы очень хотела, чтобы когда-нибудь наши курорты приблизились хоть немного к Анапе, Новороссийску, Кабардинке, Геленджику. В Туапсе и Сочи я не была.

Фото Саши Кирьякова.

Но радость моя и ощущение праздника совсем в другом. Я вижу, как мой Крым развивается. У нас появились деньги, много денег! Никогда Украина столько не вкладывала в Крым, как вложила Россия за эти три года. И дело не в том, что не было денег, они были. После развала Союза Украина стала одним из самых богатых независимых государств-членов бывшего СССР. Но те, кто каждый год дорывались до власти, подчищали кормушку полностью. За пару десятилетий система кумовства и панибратства во власти дошла до такой степени, что регионам о бюджетных деньгах и не мечталось.

Что я вижу в Крыму сегодня? Делают дороги. Строят бешеными темпами детские сады – как модульные (временные), так и стационарные. Проход на все пляжи абсолютно бесплатный. Авиабилеты в Москву, Питер или Сочи – вполне доступные по цене. Строится крымский мост, и это поистине стройка века. Правда, сейчас технологии не стоят на месте и об этом не говорят так, как о строительстве БАМа, например, хотя мне кажется, что это несправедливо, потому что именно с БАМом это и можно сравнить. Завершается строительство ТЭС под Севастополем и Симферополем – громаднейшие проекты! Уже возведен каркас здания нового корпуса международного аэропорта «Симферополь», и вот-вот приступят к внутренним работам. Он будет очень красивый и современный. 






Фото из Интернета.

Фото из Интернета.

В Крыму официально три государственных языка - русский, украинский и крымскотатарский. Никто совершенно не спорит, какой из них лучше или хуже, хочешь учиться на украинском или крымскотатарском - просто записывайся в отдельный класс. Но доля тех, кто говорит на украинском настолько мала (у меня даже нет таких примеров, ну, разве что беженцы с Донбасса, которые осели здесь), что все фильмы, концерты, мероприятия идут на русском. Интересно, что именно сейчас, когда меня не насилуют украинизацией, я снова, как когда-то в детстве, начинаю любить украинский язык.

В больницах, блин, все бесплатно! Мне прям до сих пор не верится, что не надо заранее покупать шприц, лекарство, бахилы. Но шприц и бахилы – сущая фигня по сравнению с серьезными операциями, которые также покрываются за счет ОМС. К слову, операция, которая вскоре предстоит и мне, тоже будет бесплатной, самостоятельно я покупаю только материал, который, к слову, на данный момент считается инновационным, и уже сейчас в Минздраве рассматривается вопрос о том, чтобы квотировать его поставки.

Большее распространение получила бесплатная программа ЭКО, у моих знакомых девочек, которые много лет не могут забеременеть, появились надежда и блеск в глазах. Средняя пенсия сегодня в Крыму – 8 000-10 000 рублей, зарплата – 15 000 – 25 000. При этом если год-два назад многие ощущали неустроенность, фирмы-штаты сокращались, рынок труда менялся в связи с переходным периодом, то сейчас на парковке перед торгово-развлекательными центрами ежедневно куча машин, а люди семьями ходят в кафе, магазины, боулинги и детские центры. Самих машин стало так много, что в 400-тысячном Симферополе остро встала проблема пробок и парковок – купить авто сейчас может себе позволить каждый. Переходный период явно закончился, причем давно.

В Симферополе появились новые исторические памятники, очень качественные и красивые, но самое главное, связанные с Крымом и его историей; делают масштабную реконструкцию центра города, пусть и не без проблем. Пожалуй, впервые за все время стали выделять деньги на культуру (при Украине Крыму было далеко не до культуры, науки), отремонтировали главный - Крымский музыкальный театр, о чем ранее буквально в каждом интервью мечтал его директор. К высоким ценам на продукты люди уже привыкли, и очень надеются, что мост решит эту проблему, но с другой стороны, на прилавках есть все, а цены на товары крымского производителя порядком ниже других, поэтому выбор есть у каждого. Одежда, мебель, все остальное – вполне доступное.


Материнский капитал. Наши мамочки и мечтать не могли о таком, хотя украинское пособие на ребенка раньше было существенно больше, чем российское. У меня масса примеров тех, кто купил или расширил жилье с помощью маткапитала. Правда, они по большей части касаются сельской местности, тк в городе цены на жилье не маленькие, но тем не менее. В селах проживают множество людей, семей, которые точно так же хотят жить в своем собственном доме.   

С банками вообще никаких проблем. Все переводы, в том числе и Виза/Мастеркард проходят за пару секунд. Налажена онлайн система: я выкупаю Илюше одежки за 5 минут.   

Но главное в другом. Главное, что в Крыму нет войны. Что есть государственная власть, порядок. Что у людей появилась хотя бы малая надежда на стабильность и качество жизни. Для меня лично было открытием, что депутаты Госдумы РАБОТАЮТ! Пришли, заслушали повестку дня, интеллигентно подискутировали, проголосовали. В целом, любые депутаты так и должны делать, но в Раде практические каждое заседание заканчивалось «блокуванням» трибун, лозунгами, растяжками, обвинениями, драками, попытками одних олигархов свергнуть других олигархов, а сейчас так вообще все подобные попытки исходят от каких-то подзаборных «радикалов».

Мне больно, очень больно за мою родную Украину. Каждую годовщину присоединения Крыма к России я вспоминаю самые страшные для меня события за всю историю независимости Украины – майдан. Этот хаос, апокалипсис, зазеркалье, как мне думается, продолжаются и по сей день. Мне больно читать новости украинских СМИ о том, что «Украина вышла на рекорд по экспорту грецких орехов» или «Украина в пятый раз стала чемпионом мира по ловле на мормышку». Это, конечно, хорошие новости, но…

Мне очень больно за Донбасс. Когда в начале этого года там снова начались обстрелы, я не могла спать ночами. Вместо этого я читала дневники людей, которые в данную минуту слышат взрывы и молятся, чтобы прилетело не к ним. Которые прячут между несущими стенами своих детей и проклинают тех, с кем они дружно жили еще каких-то пять лет назад.

В то время, когда в группах вроде «Типичный Симферополь» постили постики «Куда пойти на выходные», в группах типа «Типичный Донецк» можно было увидеть: «Этот январь прошел нормально. Я, по крайней мере, не умер».

Я зачем-то скачала себе листовку ДНР, предупреждающую о том, как надо действовать при артиллерийском обстреле и вчитывалась в нее раз сто, будто надеясь на всю жизнь запомнить, ЧТО нас миновало. 


Когда в начале года бродила меж полок в Ашане, и в очередной раз впала в отчаяние по поводу своей болячки, услышала рядом разговор женщины по телефону: «Да-да, обстрел! Сегодня ночью! Не знаю, все ли живы, если можешь, узнай ты». Подумала: какая же я счастливая со своей болячкой!

По вечерам у нас в Симферополе часто бахают салюты. Дни рождения, свадьбы, корпоративы. Илья очень любит, заслышав «бах-бах», бежать к окну и наблюдать чудесо. А я всегда плачу в такие моменты, вспоминая знакомых из Донецка, особенно тех, у кого маленькие детки…

Я выкладываю объявления о продаже разных своих вещичек в том числе на смежных с Украиной ресурсах. Крым там не банят (це ж Украйина!), поэтому крымчанки активно пользуются этим сайтом для обмена между собой. Мне часто пишут девочки из Киева, Днепропетровска, Винницы и просят переслать вещи Почтой Украины. А когда я говорю, что вместо нее у нас уже три года действует Почта России, то оооочень удивляются. Мне странно, не понятно, как люди живут в таком неведении.

И напоследок еще одна тенденция. Уже несколько моих знакомых вернулись домой в Крым. Кто-то уехал три года назад в Украину по своей воле и убеждениям, кого-то там держала работа или отношения… Но люди возвращаются. И радостно, что возвращаются именно хорошие люди.



8 комментариев:

  1. Хорошо, когда все хорошо. Многим гражданам России, а особенно нашего, соседнего региона, пришлось подзатянуть пояса, чтобы государству было проще выделять большие деньги на восстановление региона. Недавно слышала от знакомой, в семье которой все бюджетники, что стала оЧЧень тяжело. У нас бюджетник только я, так что полет семьи вполне нормальный... В Крыму советском была, в Крым украинский ездила, в Крым переходного периода заглядывала (дороги и правда ремонтировались активными темпами), теперь надо будет заглянуть , когда достроят мост (а может быть и раньше).

    P.S. Что касается медицины. так у нас все в основном платное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, мне всегда интересно читать именно ваши, "соседские" комментарии) Я тоже не раз слышала и писала тут, в блоге о россиянах, которые Крыму в составе РФ совсем не рады, тк из-за этого им стало труднее жить. Касаемо бюджетников, мне кажется, что им во все времена (кроме, пожалуй периода расцвета Союза) живется трудно. Такова уж их участь: все проблемы государства отражаются в первую очередь на них и пенсионерах. У меня муж тоже бюджетник - врач, на его зарплату всей семье прожить нереально, поэтому параллельно работает в частной клинике. Как-то люди крутятся, находят варианты. А как иначе?
      А что именно у вас в медицине платное? У нас человеку всегда окажут помощь по ОМС: положат в отделение, проведут операцию, поставят капельницу, возьмут анализы, сделают зуб. Такого раньше не было, поэтому многие пенсионеры предпочитали умирать, нежели ложиться в больницу.
      Мы тоже уже планируем путешествие на своем авто по мосту) Мне очень понравилось в Краснодарском крае (уже давно хочу написать про ту поездку). Природа похожа на крымскую, только чистота такая, какая у нас была при Союзе)))

      Удалить
    2. Последний раз сделала флюорографию за 200 рублей, мама полежала в больнице на профилактике (тоже nn-ая сумма), сыну надо удалить ненужный зуб мудрости: узнала цены, была шокирована.

      Меня всегда привлекали крымские достопримечательности, но в Феодосии была неприятно удивлена запущенности многих исторических зданий (и не только в Феодосии). Но вряд ли скоро за них возьмутся, ведь дороги и садики все-таки важнее.

      Удалить
    3. Наверное, про бесплатную медицину можно долго спорить насколько она бесплатна. Там же есть статьи расходов, которые официально полис не покрывает. Флюшка у нас бесплатна, другое дело, что может не быть пленки или сломан сам аппарат. Удаление зуба тоже, правда, за анестезию все же платишь, самая примитивная стоит копейки, получше - больше.
      В целом проблем, конечно хватает, и хорошо, если есть возможность лечиться или обследоваться в платных клиниках. Я в прошлом посте писала, что столкнулась с этим, и это просто рай по сравнению с ОМС. Но три года назад у нас и ОМС не было...
      Да, я тоже думаю, что есть первоочередные задачи, но была очень сильно удивлена, к примеру, когда увидела, как в Симферополе капитально ремонтируют фасады обычных жилых домов. Не театры и музеи, не здания, имеющие архитектурную ценность, а простые обычные дома, фасады которых выходят на главные улицы города. Скорее всего, это связано с отчислениями граждан в госфонд капрремонта, которые у нас ввели недавно и в связи с чем было много возмущений. Но, честное слово, последний раз я видела, как ремонтируют дома, еще при СССР, хотя тогда это были нечастые случаи, потому как жилфонд еще не поизносился.

      Удалить
  2. Тоня, радостно читать твои заметки и грустно одновременно. Радостно за тебя, твою семью, за людей вокруг. Хорошо, что всё хорошо. Никогда не забуду врача - Олю, с кем встретилась случайно у Познера. И как она плакала от счастья, рассказывая о тех событиях.
    С другой стороны, спасибо тебе, что тогда ты максимально корректно всё рассказывала. Прям респект.
    Грустно от того, что теперь, видимо, как Москва - это не Россия, так и Крым. Я вспоминаю свой родной город на Дальнем Востоке и что с ним сделали хотя бы за эти 3-4 года и у меня просто слёзы обиды и отчаяния. У вас отремонтировали музыкальный театр, а у меня под окном закрыли старейшее музучилище по программе укомплектации (то есть тупо закрывают школы и прочее, потому что на них нет денег). Стоит теперь это заброшенное старинное здание с побитыми стёклами. А раньше сколько себя помню какофония звуков раздавалась на несколько кварталов. Про медицину вообще молчу. Ну всё такое прочее. Просто не хочу столько негатива писать об этом. Не пойми меня неправильно. Я честно, от всей души рада, что у вас всё так как ты пишешь.
    Просто вроде и там и там Россия - а как будто две разные галактики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, у нас тоже проблем хватает, и возмущений людей соответственно. Я хотела обозначить лишь общую тенденцию, а она, несомненно, положительная. По крайней мере, пока.

      Удалить
  3. Понимаю твою радость, что твой регион восстанавливают, но за чей счёт банкет не хочется думать?

    Или только украинская власть проворовалась, а в России святые живут?

    Естественно, вас будут прикармливать, как новообретённых граждан и давать подачки. А там хоть трава не расти. Плевать на остальную Россию.

    Всё и все продаются и покупаются, но об этом принято молчать, а не откровенно радоваться данному факту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, у меня нет цели кому-то что-то доказывать или спорить. Я пишу то, что вижу и то, что чувствую, и имею на это полное право.
      Если "подачками" ты называешь такие масштабные инфраструктурные проекты и реформы в целом, о которых я писала выше, то я только за. Я очень люблю свой родной регион, и искренне рада, если ему будет хорошо. Пока же, несмотря на все преобразования, в рейтинге среди регионов РФ по уровню жизни Крым находится в самом хвосте, поэтому о такой жизни, как в Краснодаре или Благовещенске, нам только мечтать.
      Опять же, у полуострова есть несоизмеримый с другими регионами промышленный, экономический, сельскохозяйственный, курортный (и мн. др.) потенциал, и то, что Крым со временем из дотационного региона может превратиться в "донора", не пустые слова. Так, в принципе, и было раньше, в моем детстве, но после 1991 года дела во всех этих отраслях с каждым годом только ухудшались.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...