пятница, 19 августа 2016 г.

Что написано пером...



Каллиграфия. Это то, чем я занималась в минувшее воскресенье.

Пожалуй, я бы никогда этим не занялась, и, возможно, даже не узнала бы, что в нашем современном мире электроники и гаджетов, где даже банальный список продуктов заносишь в телефон, кто-то выводит пером вензеля и загогулины. Не узнала, если бы не выиграла в интернете бесплатный мастер-класс по каллиграфии!


Я специально не читала ничего заранее, подумала, что так будет интересней.  

И вот, я уже сижу в одной из городских кафешек и жду, когда соберутся другие участники. Всего нас было 8 человек, включая двоих детей. Ведущая мастер-класса раздает каждому по два заранее разлинованных плотных листа бумаги, баночку с чернилами и какую-то палку, похожую на мундштук. Позже к этой палке нам выдали еще и перья и показали, как правильно их закреплять. Перо… Перо, Карл! Я смотрела и не верила своим глазам, мне казалось, что все это как минимум сон)


Покурим?)

Перья, кстати, ширококонечные. Острые, видимо, новичкам не дают, хотя мне подумалось, что писать острыми, наверное, удобнее.

У нас были такой формы, как третье и четвертое. 

Что мне надолго запомнилось после этого события, так это запах. Я единственная из всей группы нюхала, нюхала и нюхала) Почему-то мне нравится запах чернил. И, кстати, все написанное ими потом на бумаге тоже долго имеет запах. Попыталась понять, с чем у меня ассоциируется этот аромат… Наверное, с 1 сентября в 1-ом классе, с началом новой жизни, с «бабочками в животе»…

Столы ведущая предварительно обтянула клеенкой, чтобы мы не испачкали их чернилами. Но перо довольно хорошо держит краску, особенно если предварительно вытираешь о бортик, поэтому максимум, что я немного запачкала, это руки. 

Итак, для начала нам предложили написать слово «Каллиграфия» так, как мы пишем в обычной жизни, своим привычным почерком, а пока мы писали, рассказали, что это вообще такое и кому оно на сегодняшний день нужно. Оказалось, штука эта довольно популярная, правда, все же в узких кругах. Например, сейчас модно таким образом оформлять пригласительные на свадьбу. Стоит такое удовольствие – 500 руб. за одно пригласительное, полностью оформленное под индивидуального гостя. То есть на пригласительную открытку наносится не только слово «Приглашаем…», но и ФИО адресата. Можно, конечно, заказать у каллиграфа всего одно стандартное пригласительное , оставив поле с ФИО пустым, чтобы потом вписать их туда ручкой, а остальное необходимое количество просто отпечатать с этого одного экземпляра на ксероксе. Но так считается не прикольно. Поэтому есть пары, которые заказывают, к примеру, 20 штук индивидуальных пригласительных, заплатив за это 10 000 руб!
Где еще используется каллиграфия? Вывески кафе, оформление визиток, логотипов, афиш, буклетов. Все, что так или иначе связано с текстом. Правда, более популярен сегодня, наверное, все-таки электронный вид каллиграфии, то есть когда завитушки и красивые буковки рисуют на специальном профессиональном планшете. Ведущая же моего мастер-класса считает, что именно поэтому выводить по бумаге настоящим чернильным пером, а не стилусом, сегодня сродни расслаблению, погружению в себя, медитации. Раскрытию в себе новых душевных глубин, воспитанию в себе чувства прекрасного.

Итак, написали мы слово «Каллиграфия». Я сразу отметила всю корявость своей писанины, а ведь до этого была уверенна, что пишу красиво. Плюс ко всему, ведущая отметила у меня прямой стиль, то есть почти без наклона, из-за чего следующие задания мне дались с трудом. 

Конец слова я, подглядывая за другими, все же попыталась написать с наклоном)

Вообще, этой палочкой трудно даже просто водить, особенно, когда ручкой ты орудовал «по делу» последний раз года два назад. Надо еще приспособиться, чтобы кончиком пера не царапать бумагу. И дело тут даже не в том, что этот скрежет коробит, а в том, что в этом случае не обойдется без клякс. Кляксы, Карл! Это то, за что лет 200 назад гимназистов высекали розгами. И то, истинное значение чего сегодня определят, пожалуй, лишь 2 из 10 школьников.


К слову, металлическое перо впервые изобрели в середине XVIII века, а его промышленное производство открыли только сто лет спустя! До этого более тысячелетия (!) люди пользовались обыкновенным пером птицы. В основном, гусиным, но также могли использовать перья вороны, павлина, индюка, лебедя. Перьями писали многие известные классики, порой переписывая свои огромное произведения (не постики)) по несколько раз! Гусиное перо довольно удобно было держать в руке, к тому же при заточке его полость хорошо заполнялась чернилами, благодаря чему можно было окунать его в чернильницу намного реже. Но оно имело и кучу недостатков: его постоянно нужно было затачивать, со временем оно списывалось или ломалось, при письме оно невероятно скрипело (намного больше, чем металлические перья), а также, самое главное – оно оставляло множество клякс. Интересно также, что в XIX веке гусиные перья продавали пучками по 25 штук. Но в поместьях обычно не покупали, а пользовались своими, с домашних гусей. Ну, не мило ли?)

Эволюция. Следом должен быть нарисован телефон)

При работе со вторым листиком я почувствовала себя снова первоклашкой. Ну, реально: сначала учимся писать палочки, потом кружочки, потом соединяем их между собой и тд. По сути, я, действительно, вспомнила школьную программу, потому как именно тогда я училась писать «правильно». И с наклоном, блин!

Интересно, что пером невозможно писать так, как привык ручкой. Ручкой можно вывести, к примеру, верхнюю правую палочку буквы «к» снизу вверх. А пером так не сделаешь – «стреляет». То есть скребет, упирается и… клякса! И если с первыми несколькими рядами (мы разложили слово «каллиграфия» по частям) я кое-как справилась, то на «аф» начался какой-то кошмар. Буквы вдруг будто выпрыгнули сами на бумагу и стали танцевать, как им вздумается. Будто я ими и не управляю вовсе. Совсем от рук отбились) Пришлось прибегнуть к помощи мастера, которая и сообщила мне о моем хромающем наклоне.



И вот, после того, как мы «научились» писать каждую букву в слове «каллиграфия» правильно, мы снова пишем это слово под тем, первым, которое писали, когда еще ни фига в этом искусстве не понимали. И о, чудо, что я вижу? Чей это такой ровненький почерк, с таким милым наклоном, с такими симпатичными «без лишних движений» буквами? МОЙ??? В общем, вы поняли, да, что для того, чтобы научиться впоследствии выводить вензеля и загогулины, сначала неплохо бы научиться просто писать НОРМАЛЬНО?!


Ну и раз уж зашло про вензели, то да – это было следующее, чему мы учились на мастер-классе. Самый распространенный и самый, с моей точки зрения, красивый вензель (подобными еще Пушкин любил украшать свои рукописи), дался мне достаточно легко. А вот последняя, нижняя хрень это был вынос мозга. Получалось настолько уродливо, что хотелось плакать. Казалось, что я какой-то рукожоп.


Еще немного ранее нас попросили написать каллиграфически имя человека, что сидит напротив. И если симпатичная девушка Алена в интересном платье написала мое имя так же симпатично, то я как пришла на мастер-класс в спортивных штанах (после Мраморной пещеры)), то так ее имя и написала))) Особенно, букву «Ё».



Потом у нас был перерыв на вкуснющую чаюшку с травами, более подробное знакомство друг с другом, разговоры о каллиграфии в целом и увлеченности ею в частности. Подумать только: все эти люди пришли сюда осознанно, за деньги и все они давно или недавно выводят дома перьями! Кто-то даже пришел со своими личными! К слову, они были удивлены не меньше, когда узнали, что я тут человек случайный, и перо в последний раз держала в руках разве что, когда в младших классах по черной восковой бумаге шкребли, помните?

Кто-то рассказал, что занимается этим для души, лечит таким образом неврозы. Кто-то хочет заниматься этим профессионально, потому как его профессия неразыврно связано с таким модным ныне увлечением каллиграфией: это фотографы, дизайнеры, хенд-мейдеры. А кто-то просто решил интересно провести время, приобщиться к прекрасному, усамосовершенствовать (как Усама бен Ладен, блин)) себя.   

Еще мне стали наперебой советовать всерьез заняться этим и впоследствии, и даже все мои «страшные» мамские рассказы их не остановили) Но, наверное, сама я вряд ли когда-нибудь займусь таким. Во-первых, у меня маленький ребенок, который находится со мной рядом 24 часа в сутки. Во-вторых, если кто-то реально умеет, благодаря этой штуке расслабляться и медитировать, я за него очень рада, но у меня обратная реакция: я невероятно злюсь, если что-то не выходит, если буква выходит корявая, а если не дай бог клякса, то мне хочется порвать все листы, перевернуть стол и поджечь помещение)) И еще, я очень удивлялась, видя как другие без особого напряга выводят свою красоту, потому как мне пришлось очень даже напрягаться. Из-за этого перенапряжения у меня потом еще пару дней даже рука в области бицепса болела. Когда я сообщила об этом под конец занятий, с меня все дружно поржали, мол, накачалась))

И вот, чаюшка выпита, два листа плюс черновик исписаны, и напоследок нам предлагают написать послание любимому человеку. Так красиво, как мы сегодня научились. Я даже растерялась. Все стали писать «Дорогая мамочка…», а я подумала, что маме в Украину такое послание разве что почтовым голубем отправлять)) Хотела было написать любимому мужу «спасибо за твои прекрасные помидоры» (Саркис помидоры закатывает, если чо)))), но потом подумала, что на меня и до этого в нашей группе косо смотрели))) В общем, недолго ломая голову, я решила написать красиво название своего блога, тем более, что ему недавно пять лет стукнуло. Подумала: если щас красота получится, то, может, поставлю ее вместо шапки. Ага!)))))))))))))))))))))))))))))))))
Получилась, конечно же, какая-то корявая хрень. С кляксами!!!!! Если чо, вензель внизу не мой – заготовка мастера. Вот, пожалуй, его только и можно обрезать и куда-то поставить)))






********************************************************************************


P.S.: Хотя слово «Дом», по-моему, очень даже ничего…)

*Интересно, что перо как символ человека, так или иначе связанного со словом, текстом, письмом, я очень люблю. Когда только стала журналистом, присматривала себе кулоны, броши, браслеты в виде гусиного пера для письма. И сейчас даже у меня есть повязка для волос с этим символом. А вот у мужа слово «перо» вызывает ассоциации с разновидностью ножей.

*Вообще, сама история перьев и письма после мастер-класса меня невероятно увлекла. Я читаю и читаю, и многое из того, что написала в этом посте, это уже мои, личные знания. Это, и правда, очень интересно.

*Я, кстати, еще на настоящей печатной машинке «вышивать» могу!) В юности окончила курсы машинописи и делопроизводства. И даже зарабатывала с помощью этого своего умения первые деньги.

*А еще из-под пера выходят очень красивые рисунки (у тех, кто не рукожоп)). Алла, может, попробуешь кое-что новенькое?;)


8 комментариев:

  1. Надо же, я и не знала про мастер-классы каллиграфии! Спасибо за рассказ! Очень увлекательно:)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте и добро пожаловать! Я и сам не знала о таком) Рада, что понравилось.

      Удалить
  2. Тоня, как интересно!!!! Вот просто очень) но читала я, как ты выводила все эти крендилечки и думала, как ты потом и написала, что я б тоже подожгла все вокруг в психе) я безобразно пишу и умудряюсь этим гордиться) наклон у меня в левую сторону, что ьесило моих учителей. Я даж оставалась после уроков читать свои работы.
    Кстати, моя мама очень долго писала перьевой ручкой. Для меня маленькой это было сродни магии) а сейчас я думаю, что это сексуально)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне понравился твой почерк, Ксю, еще с самой первой открытки) И вообще, где та норма, как надо писать ПРАВИЛЬНО?
      Задумалась про секс. В какой-то степени согласна. Но, блин, у меня на работе был одна барышня, которая тоже любила писать исключительно перьевой ручкой. При этом она мне, мягко говоря, не нравилась, поэтому у меня ассоциации, уже связанные с личным)

      Удалить
  3. Помню, как писала перьями в институте и для сына, когда он учился в институте. Все-таки нас, инженеров, с такими тонкостями, как написание пЁрьями знакомили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, перьями или перьевыми ручками?

      Удалить
  4. Классный опыт, я бы попробовала :) В школьные годы все стен.газеты были на мне, вроде как из-за почерка (хотя он у меня тоже прямой) и умения рисовать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, а мне, вот, больше картины с нуля рисовать понравилось на холсте. Тоже очень трудно, но каллиграфия мне почему-то труднее далась)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...