Мраморная пещера

Эту поездку предложил Саркис, а я была на все согласна, лишь бы с ним вдвоем. Еще когда в мае мы побывали в Красной пещере, а потом стали читать в интернете о пещерах Крыма в целом, то поняли, что то, что мы видели – лишь малая часть всех подземных красот нашего края. И если Красная пещера считается одной из самых протяженных в Европе, то Мраморная входит в пятерку красивейших оборудованных пещер мира! По фотографиям мы, конечно же, сразу поняли, что там явно что-то более впечатляющее, но все равно это оказалось не сравнить с тем, что мы увидели в реальности…


Самым главным вопросом была дорога. Тем, кто соберется туда на своих двоих, я все же порекомендовала бы взять организованную экскурсию. Если до Красной пещеры от основной трассы примерно километр до автостоянки и потом еще где-то полтора пешком, то до Мраморной сначала по асфальту пять, а потом еще грунтовки около десяти километров! За все время поездки мы встретили только одну группку из трех человек, которые шли к пещере пешком!!! Я, честно говоря, офигела. А Саркис сказал, что, если б мы ехали вперед (куда они и направлялись), а не уже назад из пещеры, то обязательно бы их подвез. Хотя… может, они мазохисты заядлые туристы и им нравится лазить пешком по горам.

Так вот, даже если ехать на своем авто, надо еще хорошо подумать. В пасмурную или дождливую погоду этого точно лучше не делать, хотя бы в целях безопасности – дорога узкая, слева высоченные сосны, справа обрыв. В сухую погоду проехать в целом можно, но на скорости не более 20 км в час, и то если клиренс не низкий. В общем, если очень постараться, то можно даже не убить машину.

И вот, «Осторожно, камень!", "Еще! Еще один!», «Аааа, яма!» и «Господи, хорошо, что всего этого не видит папа!» позади, и мы у входа в Мраморную пещеру. Варламов бы, наверняка, увидел открытую стоянку под палящим солнцем без единого кустика и грязный вонючий туалет (что тоже, конечно, немаловажно), но я увидела бескрайние просторы Чатыр-Дага, где-то цвета скошенного сена, похожие на пески Сирии, и тут же рядом – покрытые густыми темно-зелеными лесами, как где-нибудь в Тайге.




Народу – тьма! На часах около десяти утра, а мы уже 17-ая группа. Когда через 1 час и 20 минут выползли на поверхность, то внутрь заходила уже 50-ая группа! Каждая состоит из 10-15 человек. Машин тут тоже очень много, по номерам можно изучать регионы России. Украинские тоже есть, но немного. Очень многие едут с детьми, правда, детей такого возраста, как Илья, я не видела. И считаю очень правильным, что мы поехали вдвоем, тк экскурсия очень долгая, длинная и в какой-то мере сложная даже для взрослых.  

Итак, под землю! Уже с самого начала понимаешь, что Красная и Мраморная пещеры – это совершенно разные вещи. Во-первых, поражают масштабы – высота сводов здесь составляет 27-28 метров! Тут себя даже песчинкой не чувствуешь, кажется, что тебя просто и вовсе нет. А во-вторых, здесь все какое-то светлое, белое, при подсветке – даже синевато-желтое, а все потому, что располагается пещера в породах мраморного известняка. Отсюда и название, которое с настоящим мрамором, выходит, никак не связано.



Если в Красной пещере бывал еще Грибоедов, то Мраморную открыли сравнительно недавно, в 1987 году. Но меня она впечатлила намного больше. На входе – лестница, ведущая в ту дыру на поверхности, через которую случайно и обнаружили существование этой громадины.


Гид нам попался отвратительный. Я почти ничего не запомнила, да и слышала мало, тк в группе много народу. Он бубнил себе под нос какие-то заученные фразы на научном языке, а если вдруг ему задавали простые «человеческие» вопросы, то становился очень злым (разве что не посылал на хер). А порой говорил с такой интонацией, мол, как же вы все меня уже достали, туристишечки несчастные!

Мы с Саркисом повозмущались, похихикали, и решили, что все прочтем дома в интернете, а сейчас лучше насладимся видами. А виды здесь крутанские!


Конечно, как обычно, очень много «фигурок», созданных природой. «Пизанская башня», например.



Или, вот, «Хозяин пещеры». «Хозяин» в Красной пещере мне показался таким милейшим мудрейшим страцем в сравнении с этим страшным губастым исполином. Да, кстати, тут гид сказал что-то про остров Пасхи с его идолами-великанами, а потом, чуть тише, процедил: «Хотя вы, наверное, и не знаете ничего про остров Пасхи…». Ну, конечно же, не знаем, только ты один такой умный! 



 Первый зал, в который попадаешь, называется «Галерея сказок». Потому что тут очень много тех самых «фигурок», и они напоминают разных сказочных персонажей, особенно детям. Но мне подумалось, что тут точно как в сказке какой-нибудь – ща пройдем еще метров сто и 100% выйдем на двенадцать месяцев у костра.


Коалу видите? А она есть)


Это мне напомнило какой-то цветок. Наверное, как цветет чеснок. Каменный чеснок!


А этот похож на краснопещерного птеродактиля, помните? Хотя гид про него вообще ничего не сказал… Наверное, в это время он просто думал о том, какие мы все конченные)


Фотографируя такой «пейзаж», я представила, что, возможно, точно такой же есть где-то на Марсе или на Юпитере.


Белый известняк похож на разлитое по стенам и потолку молоко.


Эта башенка (на самом деле высоченная) называется «Минарет». Тут гид остановился и стал вдруг по-ботански нервно хихикать. Говорит, мол, у него как-то спросили, а кто же освятил ваш минарет. А он ответил: наш пещерный электрик! Ха-ха-ха, бл...!


Фотки в пещере получаются не всегда хорошо. И то, это на мощный фотик. В начале экскурсии сразу предупреждают, что фотографировать на телефоны бесполезно – не берет. У меня был с собой еще маленький цифровичок, вот он да – не брал. К тому же после посещения пещеры еще и расхотел включаться, видимо, от повышенной влажности. Температура тут постоянная круглый год – плюс 9 градусов. Влажность – 98-100%.


Снова «молоко».


Этот зал называют «Обвальным». Вроде как, несусветное количество лет назад тут произошел обвал между двумя этажами пещеры. На потолке огроменная трещина, а внизу такие «камушки», величиной в небольшой частный дом.







Опять пошли «марсианские пейзажи». Я от них прямо тащусь!







А вот этот похож на какой-то советский барельеф, по типу тех, что венчают памятники ВОВ. Ну, правда, похоже?


Это, наверное, дед Мороз. Что-то там экскурсовод пищал впереди, я не услышала. Но посох, это же точно посох!



Свисающие с потолка сопли.


Сталактит из какой-то другой, прозрачной породы.


В этом изваянии надо видеть фигуру мамонтенка.




Если присмотреться, то внизу можно увидеть каменные каскады – когда-то здесь был водопад!



Глядя на этот «пенициллин», мне подумалось, что все в мире едино. И цветы, и бактерии, и вирусы, и пемзы, и морское коралловое дно, и даже хлебный мякиш. И, конечно, махровая цветная капуста!)


Утыкаемся в тупик – «Дворцовый зал». Все потому, что воон те фигурки вдали, это якобы король и королева. Особенно, если хорошо покурить.


Дальше хода нет – огромная глиняная пробка. Но вполне вероятно, что за ней скрываются еще сотни ходов с невероятной красотой, которые когда-нибудь через тыщи лет откроют и ими будут наслаждаться наши потомки. Или кто там на земле останется?

Начинаю нервничать, что нет ни одной фотки со мной.
- Саркис, сфоткай меня, пожалуйста!.
- О нет, я не хочу, я не люблю фоткать и фоткаться тоже не люблю, даже не уговаривай… ну, ладно, давай. Все, есть!
- Нормально получилось?
- Дааа, отлично!!!


Идем обратно, попутно смотрю в фотоаппарат.
- Ты че?! Тут же все размыто! Сфоткай еще раз нормально!
- Ооооо!
- Ну, пожалуйста…
- Хорошо, давай. Все! Во, хорошо.
- Теперь точно хорошо получилось? Не размылось?
- Не-не, ничего не размылось. Все отлично.


Идем обратно. 
Нас подводят к какой-то лужице. Саркис потом сказал, что пещера ему очень понравилась, но не хватало подземных рек и озер, какие мы видели в Красной.
Так вот лужица. Это типа место исполнения желаний. Кидаешь монетку…, ну все как обычно. Глядя на рубли и гривны, лежащие вместе, так и хочется на вопрос «Чей Крым?» ответить «Общий!».



Саркис возмущается, хня какая-то вся эта «хиромантия»…, не хочет давать мне монетку. Ну, и ладно, у меня свои есть) Я всегда загадываю. И всегда сбывается.

Вдруг замечаем прямо над этой лужей камеру! До этого нигде в пещере камер не видели. Люди интересуются, мол, а это что, камера? А зачем? Гид начинает строить дурачка (хотя разве дурачок может строить дурачка?), говорит, мол, та нет, это просто какая-то штука, хз что это, но не камера. Камер в пещере нет и точка.


Мне подумалось, что, может, камеру тут поставили, чтобы видеть, какой из гидов к концу рабочего дня всю «кубышку» на пиво выгреб? Гидов тут, кстати, много, пива все хотят…
А еще именно здесь заканчивается основной маршрут и начинается «ответвление». Чтобы попасть в это «ответвление», люди платят на 100-150 руб. больше. Ну, чтоб уже все красоты Мраморной пещеры увидеть, раз приехали. И именно здесь гиды спрашивают, у кого был оплачен основной маршрут. И тем, кто вдруг захотел попасть еще и на дополнительный, предлагают оплатить прямо на месте. Может, камеру поставило руководство, чтобы точно знать, сколько денег собрал в общую пещерную казну тот или иной экскурсовод?

А еще здесь стало плохо сразу нескольких людям. Но хуже всего мальчику лет 12, он просит маму вывести его на поверхность. Гид спешно выводит их, остальные ждут.

Наш нудила возвращается и просит не молчать, если вдруг также станет плохо. Почему это происходит именно тут, он не поясняет. Итак, идем по последнему маршруту, который называется «Тигровый ход». Я бы даже сказала «ходик», потому как вход тут очень узкий и низкий. Но попав внутрь, снова видим высоченные своды.


Попадающуюся по пути маленькую ямку  тут называют «Байкалом»! Я даже пары капель в ней не увидела (может, во время паводков бывает?). Но с водой в Мраморной пещере и, правда, напряг. Как у нас, на Бела Куна с горячей уже месяц!




Честно говоря, в Тигровый ход можно и не ходить, потеряешь немного. Но увидеть, конечно, хочется все, раз уж тут оказался. Например, вот эти сросшиеся между собой сталактиты и сталагмиты, образующие в итоге сталагнат. Помните, из школьной программы?


Или вот эти…кхм... свечки. Да, свечки! Именно так отвечали родители на вопрос детей о том, что это. А после ржал как кони.



На этих двух фото отлично видно, как отличаются фотографии со вспышкой и без. Надо сказать, что наяву пещера выглядит именно так, как на фото без вспышки.



Опять прозрачные палки. Прозрачные сопли. Прозрачный снег!




В целом, главной «достопримечательностью» «Тигрового хода» является вот этот каскад натечных образований (это я сейчас такое сказала, да?). Возле него «положено» обязательно сфотографироваться, патамуша красиво. Я, устав биться с мужем, попросила сделать кадр тетечку из нашей группы, которая и пещеры-то, наверное, не видела, настолько была увлечена фотографированием себя, мужа, детей, своих родителей. Спасибо тебе, добрая тетечка.



А ну еще ж, самое главное. Тигровым этот ход назвали потому, что именно тут нашли однажды останки настоящего саблезубого тигра! Их вместе с остатками найденного в этой же местности маленького мамонтенка можно увидеть в палеонтологическом музее в соседней пещере – Эмине-Баир-Хосар. До нее еще где-то с километр. И говорят, что она еще красивей, чем Мраморная. Всякие туристы «из Тюмени» после посещения Мраморной ехали сразу в Эмине-Баир-Хосар. А мы… мы решили, что оставим ее «на десерт». Приедем как-нибудь сюда отдельно для ее посещения. И когда народу поменьше будет.






Но именно тут мне стало плохо. Точнее еще хуже, потому как плохо мне стало сразу, как мы вошли в этот «Тигровый ход». Голова закружилась и я почувствовала, как сжимаются мои сосуды в ней. Еще немного и я упала бы без сознания, благо, некоторым из группы (особенно толстому дядьке) стало также хреново и гид поспешил вывести нас в общую часть пещеры. Позже недомогание отметили почти все, кто был с нами. Гид, как обычно, не нашел, как это объяснить, ограничившись парой фраз про «Даа, такое случается», «Не все переносят» и тд. Считаю это жесточайшим нарушением правил безопасности (а не то, что, к примеру, нельзя отставать от группы). О таком «эффекте» людей надо предупреждать заранее, желательно до того, как у человека со слабыми сосудами случится инсульт.   

В общем, мы, слава богу, остались живы и поспешили на поверхность. Фоткать уже ничего не хотелось, хотелось только поскорей глотнуть воздуха. Позже муж предположил, что именно в том месте пещеры из-за узкого входа плохая вентиляция и недостаток кислорода. А если учесть, сколько людей заходят туда одновременно, то недостаток, получается, острый.

По дороге назад я, правда, заметила какую-то травку. Трава в пещере! Откуда? Но спрашивать уже не стала, боясь, что напоследок гид выместит на мне какой-нибудь свой самый стремный комплекс)


Наверху осмотрели окрестности. Инфраструктуры тут мало, но есть все необходимое. Буфет, туалет, скамейки, урны. Кофеюшка. Будка с сувенирами.




Но гораздо круче любого сувенира – виды. И дышится тут легко. Не то, что в том «Тигровом ходу».





На обратной дороге видели целые вереницы из автомобилей. И с низким, и с высоким клиренсом, и разбитые «копейки», и мощные внедорожники – все прут в горы. Дорогу сюда, по крымской традиции, вряд ли когда-нибудь заасфальтируют – заповедная зона.


Но может, так даже лучше. Ведь природа в этих местах выглядит очень… природно)







***************************************************************************

P.S.: Когда заливала фотки, случайно получился вот такой "коллаж". Ну чем не модульная картина? :)


Комментарии

  1. Была лишь в абхазском Афоне и нашей местной Азишской пещере. Афон большой, наша пещера чуть меньше, но воспоминания одинаковы. Мне кажется, что восприятие этих мест зависит исключительно от подсветки. Чем круче таковая, тем более запоминается место. В Азишской пещере света очень мало, а вот сталактиты там есть уникальные, но если их не видно, то как можно поверить в их уникальность?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наслышана про абхазский Афон,очень бы хотела там побывать! Интересно, что в Новоафонской пещере есть почти такой же "дядька-хозяин", как и в нашей Мраморной. Похожи, как братья родные)
      Галя, согласна про подсветку. В Мраморной очень она хорошо продумана. Пока ходишь, забываешь, что ты вообще человек и живешь там, наверху.
      Про Азишскую не слышала, погуглю на досуге.

      Удалить
  2. Тоня, какая же красота и какие масштабы)
    Вспомнила, что я свою единственную пещеру лазила хорошо беременная, но нас предупреждали, что может быть плохо.
    Жалко, блин, что с гидом не повезло. Иногда они рассказывают интересные вещи да и спросить, бывает, хочется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, этот гид!) Вывел меня конкретно. Я очень люблю толковые экскурсии, а зависят они напрямую от толкового экскурсовода. Но спасибо, что хоть интернет есть, где все потом (или до) почитать можно.
      Ксю, а у тебя есть пост про "беременную пещеру"?)))) Если да, дай ссыль, читану. Мы, кстати, когда в Красную шли, видели, как туда в горку лезла пара - муж и беременная жена, примерно 2-ой триместр. Я еще тогда подумала: нуууу зачем???) А в Мраморной, когда половине группы стало плохо, подумала, что беременным тут и вовсе потерять ребенка можно. Не знаю, может, я ошибаюсь. Но мне думается, что это слишком большой и неоправданный риск. Если че, это я не про тебя, а в целом))

      Удалить
  3. Пересмотрела фотки дважды, честно!
    Во-первых: меня поразила высота. У нас в Приморье пещеры все низкие, иногда прям ползком надо. А здесь 28 метров! Тоня, двадцатьвосемь!!!
    Во-вторых: Король с Королевой сомнительно, но фигура женщины улавливается и она кака-то очень печальная, я б другую легенду для них придумала, поромантичней что ли)))
    А еще цвет поразил. Я ж затупок, в реале цвет, который более зеленоватый, не коричневый как кирпич, да?
    Твои фотки вообще огонь))) У меня таких раньше много было, пока я сама не стала делать такие же, толкьо специально. Иногда мужчине надо показать наглядно. Правда мне чаще всего вменялось, что я мстительная сволочь)))) Плевать, после этого у меня фото перестали быть как у астигматика.
    А что было в сувенирном магазинчике? Я их очень люблю, даже если ничего не покупаю.
    В общем мне все очень понравилось, прям очень.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что понравилось. Честно говоря, уморилась писать этот пост)))
      Да, пещера внутри нереально высоченная. Я была в шоке. Другой мир. Другая планета. Реально Марс какой-то. А там, наверху, идешь такой, горы-горы, леса-леса, кажется, будто и нет ни хрена))
      Королевы там не вижу, хоть убей!)) Но, может, это на меня так гид повлиял. Я, когда не злая, то могу пять разных фигурок в одной углядеть))
      Цвет да, серовато-желтовато-зеленоватый, т.е. НЕ красный, НЕ как кирпич.
      Свои фотки распечатаю,блин, и в рамочку повешу)))) Понимаешь, Оксан, Саркису бесполезно показывать что-то наглядно, его вообще бесит фотографирование. Не любит сам, не любит, чтоб его)) То есть если я его сто раз сфоткаю размыто, а потом мсительно-сволочно покажу, то он только скажет, что ему пофигу. И то, сфоткать его сто раз - это вообще вряд ли возможно... Кстати, именно поэтому я так люблю, когда приезжает сестра. Как она говорит, а ну да, хочешь сказать, мол, что я твой личный фотограф)))
      В сувенирах были разные камни (опал, агат и проч), украшения, магниты, чаи, карты-буклеты познавательные и тд. Я тоже люблю поглазеть, и тоже покупаю редко.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения