Прогулка на Большой Атлеш

На Большом Атлеше мы тоже были во второй раз. И тоже у меня в голове вертелись мысли по поводу целесообразности этой поездки. Казалось, уж лучше бы мы на Беляус наконец-то добрались – далекий пляж с не характерным для Крыма белейшим песком, который расположился аккурат на косе, отделяющей Донузлавский залив от Черного моря.

Но смотреть на всю эту красоту можно, наверное, вечно и это никогда не наскучит. Тем более, что в прошлый раз мы были в этих местах с экскурсией на автобусе, включавшей в себя объезд скалистого побережья почти у самой кромки земли, дегустацию крымских вин (если вообще можно назвать «вином» то, что они нам тогда предлагали), и купанием в Чаше любви – углублении в море, обрамленном скалами. В этот же раз мы отправились на Атлеш самостоятельно на машине.

Свекр всю дорогу матерился из-за буераков грунтовой дороги, вспоминал о том, как в Сирии строят (строили…) различные туристические объекты где-нибудь на вершине скал, при этом предприниматель в первую очередь продумывал инфраструктуру, ведущую к этому объекту. А государство при этом соглашалось не взимать с него какое-то время налог. Ругал Саркиса, что мы вообще сюда поехали и что убитая машина того не стоит. Изрядно нам всем надоел.

Надо сказать, дорога здесь и правда, не очень. Точнее, ее просто нет) Но ведь едут же как-то все эти автомобили, что маячат вдалеке перед нами, значит, и мы доедем. Пока еще за окнами был населенный пункт (Оленевка), пейзажи были, мягко говоря, контрастными. Шикарный отельчик с дорогими внедорожниками во дворе совершенно спокойно тут может соседствовать с развалившимся частным домом без окон и дверей или каким-нибудь сараем. Далее потянулись необъятные просторы Тарханкутского заповедника: выходишь из машины, оборачиваешься кругом и не видишь… ничего! Родителям такие виды не пришлись по душе, мол, как какая-то сирийская пустыня, а мне, наоборот, очень понравились, ну где еще в зеленом Крыму есть такое место, когда вокруг ничего нет?

Повиляв по грунтовке, подъезжаем, наконец, к Атлешу. Интересно, что пару лет назад (в 2012-ом точно не было) здесь построили дельфинарий. Они вообще у туристов пользуются большой популярностью, поэтому их понастроили чуть ли не в каждом курортном городе. Но, как по мне, намного логичнее было бы открыть дельфинарий в Черноморском, чем за три девять земель оттуда. А если уж и сделали здесь, то, конечно, папа прав – в первую очередь надо было проложить сюда хорошую дорогу, а потом уже все остальное. Впрочем, уже на подъезде к Атлешу мы заметили вдоль обочины многочисленные кучки то ли гравия, то ли земли и решили, что наши мысли, наверное, скоро таки начнут воплощать в реальность. Но потом в разговоре с капитаном катера выяснилось, что дорогу строить хотят, деньги есть, а вот разрешение на то, чтобы сделать это в заповедной зоне, нет. Ну, все как обычно.

Главной нашей целью была прогулка на катере, хотя просто погулять здесь тоже интересно. При этом родители на катер не захотели – маму мы в любом случае оставляли с Ильей, а папа со своим ребром…

Пошли осматривать территорию. С 2012-го, когда мы здесь побывали впервые, все немного изменилось. Как я уже сказала, появился дельфинарий (эх, жаль, мы приехали в пн – единственный день, когда у них как раз выходной, а то было бы чем занять Илюшку), открылось кафе и отель (стоимость номера в высокий сезон -2500 руб), почти достроили красивую часовню Николая Чудотворца – покровителя всех путешественников, а именно здесь в древности проходил морской путь многих кораблей. Да, и до 2014-го тут на горизонте можно было увидеть проплывающие судна, сейчас же (в Украину-то не ходят) я не видела ни одного.

Кроме того, на Большом Атлеше всегда располагался Рыбстан, именно тут находится одна из самых больших рыболовецких сетей в Крыму – 68 на 68 метров. Ловят тут, в основном, кефаль, и уловы иногда бывают впечатляющими: рекорд – 27 тонн рыбы!

Мы с Саркисом спустились по узкой высоченной лестнице вниз по скалам и вышли на площадку, откуда отходят катера.

Здесь немного расстроились, так как оказалось, что мы чуть ли не единственные желающие на катер, а чтобы капитан повез нас по приемлемой цене, надо подождать, пока наберется как минимум пятеро таких желающих. Они повезли бы нас и двоих, но это стоило бы 1500 рублей за всю прогулку, а не 300 с человека, как это бывает, если соберется группа. При этом организованные группы туристов (те самые, которые привозят сюда с автобусной экскурсии) спокойно себе рассаживались в катера и отчаливали, а мы с мужем сначала фотографировали, потом болтали с капитаном, потом уже и вовсе загрустили, что так никто к нам больше и не придет, потом я даже стала заманивать на катер каждого, кто спускался к нам по лестнице, но все было тщетно, тк почти все они были дайверами, которые надевали свои костюмы и как раз рядышком погружались.

После 45 минут ожидания мы уже совсем было опечалились, особенно после того, как свекр сверху стал кричать: «Я не понял, это вы все еще ждете или уже приплыли обратно?», но судьба, наконец-то, сжалилась над нами, и пришло с десяток человек, как и мы, желающих посмотреть на тарханкутские скалы с моря.

Отплываем. Со стороны моря скалы выглядят не менее интересно, чем сверху. Саркис осуществил свою давнюю мечту – забрался на нос катера и слушал экскурсию оттуда. Звал и меня, но я пас) В какую-то минуту оборачиваемся и видим, как оттуда сверху нам активно машет какой-то человек. Свекр)

Плывем. Видим палатки, людей. Ба, голых людей! Нудисткий пляж, точнее, сами нудисты организовали тут импровизированный пляж (у меня в голове пляж – это только там, где есть песок). Мужики с голой жопой готовят еду. Женщины без стыда и совести, кажется, даже позируют нам, проплывающим мимо. «Тут почти одна богема, - говорит капитан. – Творческие люди: актеры, музыканты, художники. Для них это лучший способ расслабиться и слиться с природой. Одна актриса из театра Табакова каждый год обязательно тут – прилетает из Москвы и почти все лето голышом».

Скалы поражают. Где-то они очень-очень белые, где-то темнее. Много гротов. И ни души.

Хотя… Снова палатка. Удивляюсь, как они тут живут, особенно в шторм. «Сильных штормов тут летом почти не бывает, - объясняет капитан (хотя позже погода ухудшилась, и волнение моря стало достаточно сильным). – Просто любят люди такой отдых – на краю света, без людей и цивилизации. Но вы не думайте, у них там все есть – вон, видите, солнечная батарея стоит, у них там свет, радио, даже интернет! Маски, ласты, трубки – тут у скал много крабов, мидий, рапанов, да и рыбы. Сушилка для белья, мангал, запасы еды. А если что-то заканчивается, они звонят нам и мы все привозим».

Плывем дальше.

«А эта скала такая протяженная, и напоминает по своей форме какое-то животное. Отгадайте. Ну, конечно, это крокодил, вот, видите, его морда».

«А это его печень!»)

Пошло много гротов. Капитан рассказывает о том, что их давно облюбовали дайверы и показывает нам на заранее приготовленных картинках красоты, которые кроются здесь под водой. Картинки ооочень впечатляющие. А чуть дальше в открытом море мы увидим пустую баклажку. Ею дайверы пометили «вход» в одну из самых крутых достопримечательностей Тарханкута – подводного музея «Аллея вождей». Чего там под нами, оказывается, только нет!

Фото с сайта crimeaz.ru
Фото с сайта a-a-ah.ru
Фото с сайта www.tourprom.ru
Фото с сайта visitcrimea.guide
«Медаль видите? А если ее перевернуть? Теперь поняли, почему у крокодила такая большая печень»?

Видим еще один пляж. В народе его называют «ленивый». Наверное, потому что здесь не надо особо скакать по скалам, чтобы сюда спуститься.

Гроты укрупняются. Саркис доволен, как ребенок.

Заплываем в один из гротов. Вода здесь очень прозрачная и насыщенно-зеленая. Внутри прохладно и темно. Но внутри тупик. Выруливаем обратно. Встречаем другие катера (явно не с Атлеша), задаемся вопросом (хотя это надо было сделать еще на суше), почему у нас нет жилетов.

Подплываем к мысу. Думала, обогнем его, но нет. Заходим в большой сквозной грот. Тут обычно гиды всегда рассказывают о природной дырке в своде. А в прошлый раз, помню, именно тут мы встретили мирно плывущего парня без каких-либо плавательных средств. Наверное, отдыхающих с какого-то из тех пляжей, что мы видели.

Выходим из грота и вот уже – Малый Атлеш. И та самая Чаша любви, которая лично у меня вызывает какую-то брезгливость: в столь маленьком водоеме (пусть и связанном под водой с открытым морем) плещется и ходит по головам столько народу! Причем зачастую парами: по легенде сюда надо нырять исключительно вдвоем со своей половиной, предварительно взявшись за руки. Если даже уже под водой руки остались сцепленными, то пара проживет долгую и счастливую жизнь)) Поэтому гиды советуют для пущей уверенности предварительно приковаться друг к другу наручниками)))
Сверху Чаша любви выглядит так:

Фото с сайта postholder.ru
Мы же в этот раз поглядели на нее с моря и в таком ракурсе она совсем не интересна.

Все. Берем курс обратно. Капитан сообщает, что сейчас будет жарко. Точнее, мокро. Прячем технику, Саркис кидает мне свою футболку. К морскому душу готов! Мотор ревет, летим со скоростью ветра, Саркис тащится, люди орут, я, закрыв глаза, молюсь.

Приплыли. Муж доволен, как слон.

Я, хоть и вся мокрая, тоже.

Поднимаемся, ищем наших. Илюша за эти полтора часа соскучился за мной, но в целом вел себя хорошо. Бежит ко мне, обнимается.

Еще раз прогуливаемся по территории, рассказываем родителям, как круто в море. Папа уже жалеет, что не поплыл с нами)

Классно тут, на Атлеше. Но пора ехать.

Пока-пока!

******************************************************************************

P.S.:  Больше всего, наверное, это место известно тем, что здесь снимали известные советские фильмы - «Человек-амфибия», «Пираты XX века» и др. Гиды почти на каждом углу говорят: «А вот отсюда главный герой нырял, здесь убегал от погони…» и тд. Так что я теперь знаю, какие фильмы мы будем пересматривать на выходных)

1. Интересное, живописное место. Мы туда не доезжали. Последний раз доехали до Севастополя и на обратном пути к нашему берегу осматривали достопримечательности.
    Тоня, я не поняла про "Аллею вождей"... Они как туда попали?

1. Галя, их туда дайверы, конечно, спустили) Чтобы погружения, особенно для новичков, были более запоминающимися. У нас-то тут не Красное море, большого разнообразия рыбок нет, хотя разных там акул-катранов и скатов-хвостоколов увидеть можно, поэтому заядлые дайверы и придумывают такие интересные объекты. А еще популярны погружения к затонувшим кораблям. Есть такие древние, что дух захватывает, когда подводные фото рассматриваешь и историю их узнаешь.

2. Теперь понятно.
      В этом году хочу успеть посмотреть самый древний из сохранившихся и восстановленных галеонов. Я про музей ВАСА в Стокгольме. Лишь бы времени хватило...

3. Погуглила, впечатляет. Жаль только, что внутрь на него, наверное, не пускают) Буду ждать ваших рассказов.

2. Тоня, про "голую жизнь" вы меня впечатлили. Только это , наверное, невозможно, чтобы всегда только голыми ходить -погода-то бывает разная, иногда и одеться надо, а то заболеешь чего доброго. Но в общем, нудизм -это здорово, моя неосуществленная мечта. Когда говорю об этом мужу, то кривится и говорит, что не согласен, чтобы на его жену смотрели другие голые мужики. Он нудизм понимает только сугубо индивидуальный))Дикий отдых -это очень здорово, Я , когда была археологом, то по 2-3 месяца жила в палатке на природе. Это лучшие годы моей жизни. Еще хочу про Крым ваших рассказов!!

1. Ну, вот, а я тут снова пишу-пишу, думаю-думаю, кому оно все надо...) Спасибо, ваши комментарии вдохновляют!
      Удивительно, но только вчера мне подруга с пеной у рта рассказывала, как неделю провели на нудистском пляже и звала туда меня. Приехала, рассказала мужу (может, не надо было?)), тот категорически протестует))) Да, я и сама больше в шутку сказала, мне было бы сложно, наверное, решиться на такое дело. Хотя знаю достаточно уважаемых мною людей, которые этим давно грешат))
      Кстати, про то, что может надуть в одно место при непогоде, я как-то вообще не думала)
      О, вы были археологом?! Как интересно!

3. блин, Тоня, КАК вы по этой лестнице спускались?)))) я б Богу душу отдала))))
    какие интересные гроты! я б тож не отказалась пожить где-нибудь с ними рядом голышом)))

1. Ксюш, свекровь почти то же самое про эту лестницу сказала) Да, я сама спускалась и так думала. Так же, как и про то, почему же мы, бляха, в этой лодке без жилетов плывем?!
      О, сколько, оказывается, среди нас потенциальных нудистов!)))