четверг, 16 июня 2016 г.

Илья. От года до двух.

В начале мая Илье исполнилось два года. Пишу это и сама не верю: большой уже стал наш мальчик. Я мало писала о том, чем он занимался весь второй год, а между тем, когда захожу почитать «Письма сына», жадно вчитываюсь в каждое слово, настолько, кажется, давно все это было.
Поэтому решила все записки «на салфетках» объединить в один пост, дабы не забылось, что происходило в нашей жизни во второй илюшин год. А происходило следующее.


ХАОС.
Говорят¸ тяжело только первые полгода после родов, потом привыкаешь. У меня же было иначе: все было спокойно и размеренно, пока Илья не научился ходить. Все, что сто лет лежало-стояло на своих местах, было сметено, поломано, погрызено, уничтожено… Когда-то у нас над кроватью висели рамки с нашими фотографиями, на кухонном столе стоял поднос с сахарницей и прочим, были целыми обои, большая подаренная Саркисом ваза, любимый глобус, стаканы. Когда-то вся обувь стояла красиво сложенной на полке, а, обуваясь, мы могли присесть на маленький стульчик. На холодильнике висели магниты из разных стран, в которых была я и мои друзья. В столе были ящики, а в ящиках разные бумаги, документы, вещи. Когда-то у нас хранились все открытки и рисунки, подаренные друг другу за все долгие годы, что мы вместе, а вероятность того, что оставленный на память билет из Ватикана я однажды обнаружу в кровати у себя под жопой весь обслюнявленный и пожеванный, равнялась нулю. На пульте от телевизора были все кнопки и задняя крышка, колонки сабвуфера не сипели, потому что никто из нас и не додумался бы продавить их пальцем, на ноутбуке также были все кнопки, а теперь где мои милые F3 и F4… один только бог знает… А еще у меня была косметика!











ЗМЕЮКА.
Этот зверь появился задолго до рождения Ильи. Мягкую игрушку – цветную змею я купила перед новым годом, символом которого она и являлась. Если бы мне кто-то тогда сказал, что в будущем она заменит моему сыну пустышку, я бы взяла две. Тогда стирка одной змеюки проходила бы без слез, потому что в это время ее подменяла бы вторая. Конечно, пустышками я тоже заранее запаслась, но Илья наотрез отказывался их брать. Ни советского образца, ни крутые современные, ни из латекса, ни из силикона с правильным «прикусом». Вместо пустышки он использует змеюку. Технология такая: берет кончик ее хвоста, захватывает его пальцами, и большой палец при этом засовывает в рот. Смокчет, приговаривая либо «Гадж-гадж-гадж», либо «Коль-коль-коль», либо, как сейчас уже, «Йя-йя» и засыпает. Либо просто успокаивается таким образом. По сути, получается, что он сосет свой палец, но хвост змеюки при этом обязательно должен быть в руке и возле рта. Иногда бывает, что кусает и сам хвост, а иногда пытает нас им: засовывает мне или Саркису то в рот, то в нос и громко хохочет, если мы уворачиваемся. Без змеюки заснуть может, но не хочет. Может час ходить плакать, если ее нет. Но в целом она есть всегда и везде: мы берем ее с собой в поездки, к гостям, на море и на природу. Разве что на улице без нее гуляем. До года я очень боялась и каждый раз ждала, когда Илья уснет, чтобы тихонько вытащить змеюку у него из рук, ведь по сути это та же веревка. Иногда в такие моменты он просыпался и плакал, из-за чего приходилось снова его засыплять и ждать момента. Стираться змеюке Илья разрешает, даже заботливо сам открывает и закрывает дверцу стиралки, провожает в душ, так сказать. А вот сохнуть нет. Как бы я ни пыталась повесить ее на балконе так, чтобы он не достал и она хоть немного просохла, он взбирается на балконный диванчик, поддевает ее чем-то или просто тянет за хвост и уносит. Благо, отжим на 800 оборотов делает змеюку практически сухой.
Когда Илья хочет спать или приходит спать в нашу кровать, то сначала всегда мне в глаз прилетает змеюка, а следом уже по нашим спящим телам ползет и ее хозяин. Полтора-два года – самый возраст отучаться от пустышки, прочла кучу информации на эту тему. Но нигде не написано, как отучить от змеюки. И надо ли?







ГОРШОК.
Ооо! Этот этап поначалу давался мне очень тяжело. А все опять из-за стереотипов. Вот щас я могу уже с матами ответить другим мамочкам, почему просто не стоит высаживать ребенка на горшок (миску, ванну и тд) до года. Но с не меньшими матюками я могу посоветовать не заниматься этим и до двух лет. Ну, ладно – до полутора. Нет, все дети, конечно, разные, и в целом я могу поверить в то, что кто-то уже в 10 месяцев или в 1,4 года ходит на горшок, ведь отдавали же нас наши родители в год-полтора в сад и все мы уже ходили на горшок. Хотя в таких темах, как «В СССР секса не было», «В год все ходили на горшок» и «Почти все вы выросли на грудном молоке» я все-таки подозреваю наших мам во вранье. Потому что при глубинном копании оказывается, что замуж тогда все выходили сплошь беременные, в год на горшок ходили, да, но только при условии, что мамы не сидели в Интернете (читали книги/катались на лыжах и тд), а засекали будильники и по звонку садили детей на эти горшки сами (это у них просто современных подгузников не было! И Интернета)), а в шкафу на кухне у каждой была молочная смесь «Малыш», рецепт приготовления которой каждая помнит наизусть и сейчас. Так вот, про горшок. Из всего многообразия мамочек только две сказали мне о том, чтобы я даже не парилась до двух лет, и то только после того, как сами это узнали, глядя на своих детей. «Просто взял горшок и начал на него сам ходить» - рассказывали мне они. При этом у одной материальное положение позволяет не считать каждый памперс до окончания пачки, а у другой денег на них не было вовсе, и как следствие – вечная стирка и сушка. Что до меня, то давление мам-бабушек и мамского окружения все-таки сделало свое дело и в первое наше «ходячее» лето я твердо решила научить Илью ходить на горшок. Ооо, это был кошмар! В целом горшок ему понравился, садиться на него я его заинтересовала, и читали мы, сидя на нем, и играли, и че тока не делали, кроме того, что нужно. Писял он по-прежнему в подгузники, иногда даже ждал и терпел, пока я ему его не надену, а когда я взбесилась и просто оставила его голожопым (лето – жара), он зассал весь дом. Это был ад! Там где у нас линолеум, он ссал, пугался, начинал бежать, подскальзывался и падал. Набивал шишки, ревел. Палас в зале через пару недель вонял как в доме престарелых. Особенно невыносимо было нюхать это в жару, мне хотелось вообще уйти из этого вонючего дома навсегда. Какал он исключительно под кухонным столом, ну, или под своей кроваткой. Видимо, для него это было настолько интимно, что нагадить просто посреди комнаты он не мог. Я, конечно, все понимаю, но убрать говно посреди комнаты, простите, мне было бы в разы легче, чем лезть каждый раз под стол или кроватку, скрючиваясь в три погибели и обязательно ударяясь головой. Несколько раз Илья делал это гадкое дело, когда к нам за деньгами приходил хозяин. Я дико извинялась, бежала за тряпкой, ругала Илью, а сама вспоминала, как несколько лет назад, когда мы только заехали, рассказывала дедушке «сказки», как наш прекрасный котик не рвет обои и не дерет мебель, а Тигр при этом на заднем плане начинал громко и демонстративно точить когти об диван. Когда Илья еще и научился ловко взбираться на кровати-диваны и сползать обратно, зассанными оказались и все матрасы. Мои нервы не выдерживали. Окончилась вся эта эпопея одним августовским днем, как сейчас его помню. Он покакал на палас, я начала кричать, он бросился наутек, вступил в это дело ногами, попытался очистить это руками, и везде где он бежал – на паласе, диване, балконе – все, ВСЕ БЫЛО В ГОВНЕ!!! Для того, чтобы я, видимо, наконец отстала от него с этим горшком, он повторил эту процедуру дважды за день. Я орала как бешеная, схватила горшок, пытаясь объяснить, что «сюда надо ходить, сюда!!!», а потом швырнула его об стену. Илья зарыдал, убежал, я села, немного успокоилась, пошла помыла горшок и спрятала его. Извинилась перед Ильей, поцеловала его и надела на него подгузник. И больше не снимала до той истории с мужиком, который у нас кровать покупал.
Ровно за неделю до своего двухлетия Илья сам снял с себя подгузник, взял горшок и стал на него ходить. Не промахнулся ни разу, ночью во время сна и прогулок (еще надеваю) почти всегда сухой – ждет, когда дойдет до горшка. Сам просится, сам тащит его, сам садится, и уже даже сам аккуратно выливает в унитаз. Мыть тоже идет сам, но я ему еще не разрешаю воду включать, поэтому тут помогаю сама. Назвать это иначе, чем чудом, я не могу. Палас у нас чистый и пахнущий, пачка подгузников, купленная в апреле, все никак не закончится, а завтра уже июнь, а сам ребенок счастлив, что он уже «как взрослый» и каждый раз, как сходит на горшок, аплодирует себе и требует аплодировать других.
P.S.: Спросите, а как же экономия? Да, экономия нереальная! (но денег, как обычно, ни на что не хватает)). Но если можно было бы вернуть время, то я бы отдала вдвое больше денег за комфорт. Наш и нашего ребенка.



АКТИВНОСТЬ.
Я вообще думала поначалу, что это гиперактивность. Потом почитала про гиперактивность и поняла, что это больше про ненормальных, а мой все-таки нормальный вроде. Хотя… это как посмотреть. Этот период дался мне очень тяжело. Мне казалось, что мир вокруг меня сошел с ума. Хотя, блин, пост же не обо мне, а об Илье. А Илья че, он ниче - научился залазить на кухонный стол, а после и танцевать на нем. Снять его со стола было невозможно – он мигом залазил обратно. Бывало, я готовила на кухне и параллельно снимала его со стола, считая про себя в который это раз. Порой доходило до 50!!! Объяснять ему, что он может упасть и удариться, что стол стоит перед окном и не дай бог…, что за ним вообще-то люди едят и тд было бесполезно. Он завладел столом окончательно и бесповоротно. Это длилось шесть долгих месяцев. Саркис успокаивал, мол, не переживай, перерастет, не будет же он в двадцать по столам лазить, а я тогда так уставала, что мне казалось, будет. Потом Илья повынимал в письменном столе все ящики, переворачивал и танцевал на них. А когда я вообще вынула и убрала их подальше, залазил целиком в образовавшиеся «халабуды». Он лез всюду: хватал кастрюли и лупил по ним или складывал туда ложки, крышки. Разрывал спичечные коробки и весь дом был усеян спичками. Доставал из-под дивана банки с вареньем и разбивал. Лез в розетки и рвал обои. Выгребал все красиво сложенное из шкафов и загребал обратно как из жопы высунутое. Дергал шторы и поднимал палас, засовывая под него ноги. Надевал нашу грязную обувь и ходил в ней по дому. Отправлял смс-ки, звонил тете Тане в Ялту и Наташе в Харьков. А однажды по стационарному телефону вызвал мне такси. Я пылесосила и не видела-не слышала ничего. Тут бац, звонит телефон, беру, а мне: «Такси такое-то, куда будете ехать?». Я говорю: «Никуда». Мне: «Ну как, вы же машинку заказывали?!». Я говорю, что нет. Они мне – что у них поступил звонок с этого номера и требуют назвать адрес, куда ехать. Я нервно посматриваю на Илью, говорю, мол, дома кроме меня только ребенок, вряд ли бы он смог набрать отдельный шестизначный номер. А они: «Да, он у нас простой – шесть семерок». ШЕСТЬ СЕМЕРОК??? Ааа, ну тогда все ясно, как божий день!   
После полутора лет Илюша немного успокоился, у него появился интерес к тому, как именно все устроено. Что будет, если нажать эту кнопочку на ноуте? Как устроен пульт и что будет, если вынуть батарейки? То есть стали интересны уже причинно-следственные связи, а не просто все поломать-изничтожить. Мозг, видать, развился. Правда, в этот период гиперактивность все еще присутствовала при сборах на прогулку. Поймать его, чтобы одеть, было просто невозможно. Порой мы могли собираться на улицу почти час. Час, Карл! 









ЕДА.
Уже примерно с года Илья попросил ложку и стал есть ею сам. Поначалу все вокруг было загажено, но уже совсем скоро он научился кушать более аккуратно. Наибольшей моей головной болью оставались первые блюда, потому что Илюша всегда активно (не специально) поливал себя юшкой. Но сейчас уже и первое ест аккуратно. Был момент, когда я хотела было уже продать его стульчик для кормления, потому как он танцевал не только на столе, но и в нем: посреди обеда мог вдруг резко встать и дальше кушать уже только стоя. Но его привычка частенько вываливать все из тарелки на стол и есть уже непосредственно со стола или и вовсе размазывать все это руками, меня остановила. Злюсь до сих пор! В первую очередь на себя, потому как именно я когда-то показала Илье, что так можно делать. Точнее, я просто подумала как-то, что нарезанные ломтиками овощи Илье будет удобнее есть руками, и прямо на его глазах перевернула тарелку со всем содержимым на стол. Поэтому он искренне удивляется и не понимает, когда я его за это ругаю, ведь ты же, мама, сама так делала.
Что касается предпочтений в еде, то можно сказать, что Илья всеядный парень. Более того, он котик-проглотик: с удовольствием точит все, что видит. Весь второй год, как и первый, я старалась следить за его питанием и давать только натуральное и полезное. В целом и сама так питаюсь, потому как выготавливать для каждого отдельно нет ни времени, ни сил. Так что пароварка форева! Конечно, не обошлось и без колбасы или картошки-фри, но это так, кусочек на праздниках, и то, в основном бабушка с дедушкой грешили. Из любимых продуктов у Ильи бананы, клубника, ОЛИВКИ (бабушки передают целыми банками, а он целыми банками и ест), СМЕТАНА, курица, гречка, морковь, свекла, помидоры. Любит и рыбу, макароны, крупы в целом любые приветствует. Запеканкам предпочитает печенье. Ну, а самое любимое это хлеб. Когда видит его, то аж трясется. В общем, голодным не останется.
Что до питья, то почти до двух лет Илья пил из бутылочки с соской, никак не могла приучить его пить из трубочки или стакана. Но как только я перестала париться по этому поводу, Илья всему научился. Из стакана, правда, пока пьет мало и только если в нем немного жидкости, но трубочки обожает. Тигр, к слову, их тоже обожает и Илье приходится пить довольно быстро, пока Тигр не отобрал у него лапой трубочку и не угнал куда-нибудь. В напитках тоже не переборчив: компоты, молоко, йогурты, чай, вода – все идет на ура.    






   

КУПАНИЕ.
Ооо! Купаться Илюша обожает! Мы до сих пор пользуемся ванночкой, правда, не той, в которой купали его новорожденным, а побольше, где он отлично помещается. Просто, набирать большую ванну, считаю, неэкономно. Пока набирается вода, Илья таскает каждого своего резинового питомца и по очереди закидывает в ванночку. Игры во время купания – обязательный пункт программы. Примерно с полутора лет стал возражать против мытья головы, хотя раньше ему это даже нравилось. И мне – когда льешь ребенку воду на голову, то отлично прочищается нос! Но, наверное, это все-таки неприятно, особенно в более осознанном детском возрасте.







СОН И РЕЖИМ ДНЯ.
С года до полутора мы сходили с ума, так как уложить Илью спать до двенадцати ночи было нереально. Я сама сова и спать ложусь в два-три часа. Но он же ребенок, ему надо спать! А выходило, что я спать не хочу и сижу в Интернете, Саркис смотрит фильмы, а ребенок, хоть и в полутьме и полутишине, не спит. И ладно, если бы просто не спал, он еще как бешеный прыгал по кровати, бегал и рычал, хохотал, лез на стены, в общем жуткая ночная эйфория. Мы очень мучились, кричали на него, давали по жопе, пытались зачухать, чтоб заснул, но все было тщетно. Пока я как-то у Ксюши не прочитала про то, что детей нужно «укладывать». Я, наверное, тупица, но, вот правда, не только не думала об этом, а даже и не понимала до конца зачем это нужно. Мы привыкли, что ребенок сам часа в два ночи набегается и вырубится, правда, и мы сами тогда уже вырубались. И вот, почитав в Инете о том, как нормальные люди укладывают детей, я приказала Саркису выключить фильмы, включили ночник, легли, уложив между собой Илью, и о, чудо – через пять минут он уже уснул! Переложив его в кроватку, мы снова включили фильмы-интернеты, и занимались своими делами, сколько нам было угодно.
С тех пор я всегда его укладываю, поняла – ребенку нужно просто помочь уснуть после насыщенного событиями и играми дня. Сейчас у нас отбой в одиннадцать. Правда, просыпаемся мы все равно, как и всегда с рождения, тоже в одиннадцать) Обед у нас начинается с завтрака. Мамы-бабушки ругаются, а мне так удобно – хоть высплюсь в декрете. А Илья… ну, ему же в садик не надо вставать ни свет ни заря. А надо будет, так придется в любом случае. Пусть тоже выспится, пока есть возможность)
Дневной сон у нас также обязателен, если днем не поспит, то есть риск, что вырубится в восемь-девять вечера, а это в свою очередь риск, что в два-три ночи проснется и будет шастать, как лунатик. А если днем вдруг поспит намного дольше обычного, то можно сразу прятаться – проснется и превратится в монстра – будет плакать и выносить всем мозг.
С режимом дня у нас тоже сначала было как с укладыванием. Его просто не было. После года я почему-то решила, что Илья, видимо, уже взрослый, сисю по расписанию не ест, тогда и зачем ему режим, пусть делает, что ему вольно. И как же я снова ошиблась! Режим ребенку просто необходим, причем даже взрослому ребенку. Да, и взрослому человеку он в целом только на пользу. Сейчас у нас все работает, как часики, и я точно знаю, когда можно заварить себе кофе так, чтобы выпить его еще горячим)




ПРОГУЛКИ.
С 1,10 наши прогулки стали исключительно пешими, сидеть в коляске Илья больше не захотел. Хотя и в полтора на коляске мы лишь доезжали до площадки или стадиона, а там уже я бегала за Ильей. Уверенная ходьба на дальние расстояния это, наверное, одно из главных умений, которые он освоил за этот год. Благодаря ему мы начали активно выбираться в центр города, в парки, для Ильи будто открылся другой, более взрослый и интересный мир. Но по большей части все равно, конечно, гуляем недалеко от дома. С детьми Илья по-прежнему не очень, но если кто-то ему понравится, то играет с удовольствием. Заметила, что в группе детей он обычно ведущий: как заведет всех за собой куда-нибудь, так потом и за ним беги, и претензии мамочек других детей выслушивай. Но по большей части гуляем мы с ним вдвоем: играем в мяч, рисуем на асфальте, катаемся на машинке-толокаре, качелях, горках, собираем палки, камни и окурки, пугаем голубей.































РОСТ, ВЕС.
В свои два года Илья имеет рост 96 см и весит примерно 15-16 кг. Где-то до 1,10 он рос очень активно, еще активнее росла его нога – сейчас стопа у него 16 см. В обувных магазинах очень удивляются и говорят, что такой размер носят как минимум трехлетки. Зато наша врачиха не удивлялась никогда, только приговаривала под нос «Ну и вы с мужем, извините, не маленькие». Так и есть, мы высокие, и, вполне вероятно, что Илья когда-нибудь вымахает даже выше Саркиса. А пока это доставляет определенные неудобства в том плане, что гардероб ему надо было менять каждый сезон. Весну походили – все, на осень уже мало. Про летнее и зимнее вообще молчу. Но у предприимчивой мамы-продавца это явно не было проблемой, наоборот, столько стильных и моднявых одежек Илья успел за два года поносить, что сама мама столько за всю жизнь не носила. Нет, ну я, правда, не понимаю, на фига это все складировать. Это же так удобно и экономно: «весну» продал – купил «осень», «зиму» продал – купил следующую «зиму» и тд. Конечно, чем больше размер, тем больше денег стоит вещь, но все равно добавить на новое это не купить новое, спросите у семейного бюджета, он точно не соврет.
Из-за резких скачков роста после полутора Илья с трудом умещался в кроватке и коляске. Кровать пришлось купить новую, подлиннее. От коляски, как я уже писала выше, отказались вообще, в легкую летнюю он тоже почти не помещается: может, конечно, ноги поджать, но если захочет ее на скаку остановить, то сделает это очень быстро, лишь вытянув на полную ноги. 




  

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Больше всего Илюша любит книжки. Не любит даже, а обожает. Больше, чем мультики, игрушки, раскраски, конструкторы. Поэтому я стараюсь покупать ему как можно меньше игрушек, и как можно больше книг. О том, что мы читаем, мне бы очень хотелось написать отдельный пост, и я надеюсь, что все-таки выкрою на это время. Но, конечно, среди илюшиных книг есть традиционные детские книги, народные сказки, ну, и современного тоже хватает. Где-то до полутора лет у нас была большая проблема – Илья рвал книжки. Рисовал, слюнявил, грыз, швырял, мог разорвать пополам, причем даже самые крепкие, из толстого картона. Я невероятно расстраивалась, ведь книги стоят немало, ругала его, но бесполезно. А потом поняла, что надо просто подождать, когда перерастет. И да, так все и случилось, чем старше становился, тем отношение к книгам становилось более бережное. Есть такие, которые купила полгода назад, а они как новенькие, хотя мы активно их читаем и рассматриваем. Я очень рада.
Также до полутора читать что-то Илье, даже самые маленькие четверостишья, было без толку. Он не просто не слушал, а начинал злиться, мол, что это ты мама там себе под нос бурчишь?! Думал, что я от него таким образом отмораживаюсь. Объяснить, что «бурчу» это все для тебя, не получалось. Но после полутора Илья резко изменился, и стал уже сам просить почитать ему книжку. Правда, мои «лирические отступления» все равно пока любит больше.
Нередко после изучения и прочтения, к примеру, «Колобка» или «Маши и медведей», я включала ему мультики по этим сказкам. Ему очень нравилось, любил угадывать кто где тут из книжной сказки и «рассказывать», что будет дальше.
Что до игрушек, то я, как и с одеждой, стараюсь ничего не складировать. Играть приучаю бережно, особо дорогие и многокомпонентные игрушки стараюсь после игры сразу убирать подальше, а также в полном составе, чтобы не было такого, что половина железной дороги сложена в коробку, а остальная по частям валяется где-то за диваном или под стиральной машинкой. Сейчас Илья уже с удовольствием помогает собирать все части игры или игрушки на ночь, я все это прячу в шкафы, на полки, а он машет своим игрушкам «пока-пока». Те игрушки, из которых он уже «вырос» или которые больше не вызывают интереса, я продаю. На вырученные деньги покупаю новые, прислушиваюсь к сыну, что ему нравится, к чему тянется, что подойдет ему далее по возрасту. Таким образом игрушек у него достаточно, разнообразие есть, но мы не сходим с ума от того, что дома из-за них «ни пройти ни проехать». Да, и я заметила, что чем больше игрушек ребенку покупаешь, тем быстрее они ими «наигрывается» и постоянно хочет новое.
Рисовать Илья в принципе любит, но что он делал и до сих пор делает с красками, это кошмар. Во-первых, все краски у него быстро стали одного цвета, а во-вторых, процесс болтания в стакане с водой кисточки ему нравится больше, чем процесс рисования ею на бумаге. Да и завлечь его красками удавалось не более чем на 5-7 минут. С карандашами дело обстояло немного лучше, но и тут он больше любил заглянуть каждому карандашу внутрь, во что бы то ни стало вытащить грифель, а после обязательно начать плакать, что, мол, не рисует.
Совсем другое дело с доской-мольбертом, которую ему подарили баба с дедом на двухлетие. Мел Илье понравился больше всего, может, потому что держать удобнее? Да, и сам принцип, что это вот только его доска, что он может в любое время, как на него нападет муза, подойти и начать творить, его весьма вдохновил. Ну, а мы поддерживаем его, помогаем, показываем, что умеем мы. Саркис, вот, рисует на доске блох, которые сидят на собаке, а если Илья вдруг сотрет их, то потом полдня возмущается: «Куда делись мои блохи?». А Яна вообще рисовала Илюшке шедевры – пожарную машину с пожарным-бобром, совушку, злого Винни-Пуха.
Еще мы лепим из пластилина. До полутора лет Илье было тяжело лепить, пластилин постоянно выпадал из рук, он расстраивался. Но огромное любопытство и заинтересованность в том, что же это все-таки за цветные штучки у мамы в руках, сделали свое дело.
Есть у нас и кинетический песок. Ну, такая хрень, которая очень похожа на настоящий песок, только не рассыпается. Залипаем с ним порой, берем пасочки и делаем фигурки, строим башни. Но все равно и я, и Илья считаем, что настоящий морской песок ничего не заменит. И на море его много, хоть закопайся, а кинетический – дозировано и недешево.
Воплощением каких-то сумасшедших идей или мастер-классами мы пока с Ильей не занимаемся, мне кажется, это «на постарше». Хотя когда я что-то сама мастерю или готовлю на какой-нибудь праздник, или просто готовлю, делаю тесто, пеку, то Илья с огромным любопытством наблюдает и «помогает». Стараюсь придумывать игры на ходу, искать увлечения в бытовых мелочах, как когда-то наши мамы делали. Считаю, что минимум игрушек и мультиков и максимум «гдетобывания», природы, помощи в быту и постоянного общения – то, что нужно для развития самодостаточной и сообразительной личности, способной не только потреблять, а, в первую очередь, созидать.










РЕЧЬ.
Едва не с пеленок дедушка Толя при каждом звонке интересовался (и сейчас интересуется), что нового говорит Илья. И очень удивлялся и расстраивался, что почти ничего. После полутора лет деда вообще стал бить тревогу и требовать, чтобы я показала сына специалистам. Понять моего папу можно, ведь я сама уже в год-полтора вовсю болтала. Но то я, а это Илья. Все дети разные, к чему торопить события. По моему мнению, у Ильи вполне достаточный уровень речи для его двух лет. Да, мог бы говорить больше, но зачем? И зачем париться об этом, если развивается он нормально, а говорить в любом случае и так научится? Тут как в случае с горшком – не надо перебарщивать, к тому же я как мама чувствую, что говорить он хочет, но по большей части просто ленится.
Итак, что сын говорит на сегодня: мама, папа, баба, деда, Нана (Яна), дай, на, бадя (пойдем), Ти-гр, Иль-я, я, ай-ай, фу, дядя, тетя, дарг-дарг (дорогайка), йя-йя (змеюка), зая, дзи-дзи (машина), ту-ту (поезд), издает звуки почти всех-всех животных, включая коалу. Кроме того, слова, которые не знает и не говорит, с удовольствием повторяет, когда я ему их проговариваю. Значит, где-то же они откладываются и ждут своего времени. В целом, Илья прекрасно может изъясниться или дать понять, что он хочет, и без слов. Правда, понимаю его «у» и «э» на 100% только я, а, вот, баба и деда, к примеру, полчаса за ним с горшком бегали, думая, что его «А-а» значит, что он хочет на горшок. И только когда разбудили своей беготней меня, я им и объяснила, что, вон, посмотрите, у него в руках листик, на котором лягушка нарисована. «А-а» - это ква-ква! Они долго хохотали, было и правда, смешно: ребенок бегал за ними по квартире, чтобы показать лягушку, а они за ним с горшком, боясь, что обкакается)))







КОТ.
Ну, и напоследок не могу обойти стороной тему отношений Илюши с Тигрюшей. В «Письмах сына» я писала о том, что когда Илью привезли из роддома, у Тигра случился шок, нервный стресс и все сразу, и он первые полгода просидел где-то наверху на шкафах, боясь, что если слезет, то это новое неведомое существо может причинить ему какие-то неудобства. Эх, как же Тигр ошибался! Месяцам к шести-семи кот все же спустился с небес на землю и только было стал привыкать к новой жизни, как Илья… научился ходить!!! А после года еще и херачить кота всем, что попадется под руку. Илью прям забавляло, что он вроде как сильнее кота, что может, если захочет, запустить в него тапком или дать поджопник, оторвать дверью хвост(( Тигру пришлось снова жить на шкафах, потому как за каждый выпущенный коготь мы его сильно ругали. И только когда Илья начал запускать тапком в нас, мы взмолились, попросили Тигра спуститься и официально разрешили «давать сдачу» этому нехорошему мальчику. Тигр пару раз после замахиваний на себя царапнул Илью, тот порыдал, мы не кинулись сразу целовать и отморозились, и о, чудо – мальчик понял, что обижать кота нельзя, потому что тот может за себя постоять. Еще несколько раз Илья, конечно, проверял, так ли все, как он понял, а удостоверившись, решил, видимо, что кота лучше всего будет просто игнорировать. Так и живут сейчас: вроде под одной крышей и в одной семье, но каждый сам по себе. Тигрюшка с годами стал еще более спокойным, по большей части спит где-нибудь на солнышке, а Илья, бывает, нет-нет, да проникнется к нему нежностью и желанием поиграть, да и оседлает его, приговаривая «ты-ты-а» (тыгы-дык). Или ушки ему пожмет, или по пузу против шерсти погладит. Или обрадуется вдруг, когда кот начнет играть или гонять по дому какую-нибудь хрень: расплывется в улыбке и протянет «Ня-няяяям!», что значит «мяу-мяу». Но лучше из них двоих себя ведет все равно Тигр. Вот, взять хотя бы то, как коту приходится есть: Илья как только видит, что я кладу Тигрюшке корм в миску, пулей летит на кухню, забирает миску, переносит на диван и начинает уже там по корминке Тигру выдавать. Еще бывает, рассыплет где-то под столом или батареей, мол, на, Тигр, если есть захочешь, то и под батарею проползешь.
И только я вижу и чувствую, как на самом деле эти двое очень-очень друг друга любят.










****************************************************************************
P.S.
Второй год дался мне нелегко, намного сложнее, чем первый. Я злилась, что больше нет того порядка в доме и мыслях, как раньше; что кто-то от меня постоянно чего-то требует и ждет; что я не принадлежу самой себе и не могу заняться тем, чем хотела бы. Плакала, срывалась на других, на себе, думала, что моя жизнь закончена и теперь я, как робот, буду жить только жизнью своего ребенка… Такая я дурочка была.


CЫНУ...

Ты вырастешь, и я не буду знать,
С кем ты проводишь дни и даже ночи,
Но я все так же буду называть
Тебя как в детстве - милый мой сыночек.

Ты вырастешь... Ты будешь принимать
Судьбы удары, думаю, достойно.
И зубы стискивать и кулаки сжимать,
А я уже не поцелую там, где больно.

И если с папой мы не справимся уже.
Там кран потек или другие беды,
Твой голос в трубке твердо скажет мне:
"Мамуль, не трогай ничего - сейчас приеду".

Ну, а пока - пижамка в облаках,
И на ночь про слона и Айболита.
Твое сердечко в маминых руках,
Душа еще ранима и открыта.

Я очень постараюсь, мой родной,
Дать, что смогу, и отвести ненастья:
Чтоб детство ты с улыбкой вспоминал,
Чтоб знал, каким бывает счастье...

Илюшина первая фотка)



16 комментариев:

  1. Тоня, с моим психическим характером, к полутора годам вышел бы некролог и заметка в газете "Мать выкинула ребенка из окна и не сожалеет! Сжечь ведьму!")))))
    Терпения тебе и сил.)))
    На первом фото у Саркиса в глазах застыл ужас. Там целая история о последствия подобного любопытства. Илья плачет от обиды, что не разрешили потрогать огонь, или от того, что обжегся?
    У меня у лучшей подруги сын практиковал щипаться, бросаться мусором из ведра в лицо. Ему поставили какой-то диагноз после рождения, что-то с нехваткой кислорода, и Ленка тряслась и все позволяла. Но так как за моим плечами было уже две племянницы, то мальчик был очень сильно удивлен, когда я ущипнула его еще сильней. А после того, как он снимал со своего лица мусор из ведра, я стала для него "мама, я не люблю эту тетю Оксану"))))
    Правда сейчас в свои 14 или 15 мы очень даже хорошо ладим) Ну и с рождением второго ребенка у подруги умиление над первым пропало, а со вторым больше не вернулось

    Но ты прям герой, честно! Так долго практиковать приучение к горшку. Что бы ты не говорила, но упорства тебе не занимать))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого! Не думала, что кто-то этот пост вообще до конца дочитает)) Многатекста получилось, писала еще в мае, а опубликовать смогла только сегодня.
      ... На этом моменте, когда я писала коммент, услышала какое-то журчание. Оказалось, это Илья в кровати во время дневного сна ссал на новый ортопедический матрас((( Убежала стирать!

      Удалить
    2. Прибежала.
      Спасибо, Оксан, за поддержку. Реально очень тяжелый был второй год, зато сейчас такой смышленый Илья уже стал, что я прям кайфую. Прочла, что грядет кризис трехлетнего возраста, и стараюсь накойфоваться вдвойне, параллельно молясь, чтоб нас это пронесло)
      Ты была бы очень веселой мамой! С успокоительными, конечно)

      Удалить
    3. А на фотках это Илье год отмечали и пока фоткались, ему стало интересно, что это за огонек такой на свечке, вот он его и потрогал. Обжег палец, орал. В целом от года до двух нередко обжигался, особенно большая вава была от духовки, я вообще думала, что шрам останется. Зато усвоил, что к огню лучше не приближаться.

      Удалить
    4. А потом еще 5 лет!))) На мой взгляд - опытной тети четырех племянниц - это самый ужасный период. Даже переходный возраст проще. Трое старших просто в одночасье стали мизантропами)))) Что в общем-то не так ужасно, как если бы пить/курить/срочноебаться (простите)), но как-то резко стало не хватать задушевных бесед, дуракаваляния и ржача. Я с ним до сих пор ощущаю себя ребенком. А иногда средняя (18 лет) умнее и старше меня (это ужасно конечно, но почему бы и нет)))

      А у самой мелкой был прикол (не знаю сколько ей сейчас лет))))). Ударила как-то палец указательный на левой руке. и ее пиздец замкнуло. Она месяц ходила и держала палец в кармане. Не вынимая!!!! Сначала пытались уговорить дать пожалеть пальчик, потом обманом вытащить руку из кармана, потом дед орал (я вся в отца). Потом дико ржали с нее из-за этого. А потом как-то само забылось. Но это была жесть, она готова была мыться в шортах, лишь бы не вытаскивать ударенный пальчик из убежища. Что у них в головах - хз)))

      Удалить
    5. И очень нравятся фото, где Илюша с Тигрищем. Такие они умилительные)))) Теперь я верю в Маугли))))

      А еще у моей подружки была сводна сестра, которая засыпала исключительно с шелковыми трусами в руках, желательно чтоб они были до стирки. Мяла их в руках, нюхала и засыпала. Это пиздец. Мы конечно же ржали как кони (в 25 мозгов у меня все еще не было), а Ленкина мачеха жутко обижалась.

      Удалить
    6. Поржала с пальца))) Но трусы это еще круче) А сколько лет этой сводной сестре было? Прочла и прям порадовалась, что у нас всего лишь змеюка))

      Удалить
    7. ну мож года полтора, два) как раз как у тебя. потом само прошло, ей стало стыдно, что она трусы нюхает))))))

      Удалить
  2. Я тож осилила много букв и еще б столько осилила))) люблю про вас читать, узнавать, как вы)
    Рада за ваш горшок) это ж и правда прям экономия существенная, а главное, что парень созрел) у Мии правда осечки до сих пор случаются, а на ночь памперс вот только убрали. Хотя она уже давно просыпалась сухая)
    Так ваши мужчины все друг на друга похожи) Хорошо, что Илья стал смышленее) я б с ума сошла от таких фокусов и проказ) мне кажется, после двух вообще кайф кайфовый, не счииая моментов "я сам" и кризиса трех лет. Но так подумать, у них эти кризисы до конца жизни))))) так что терпения нам)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно, Ксюш! А мне, наоборот, даже нравится "я сам", я прям в этом Илью очень поддерживаю и отдыхаю)
      Да, ты же помнишь, как я тебе писала по поводу памперсов и просила совета. Я даже не ожидала, что так все будет - сам возьмет и пойдет. Теперь у нас другая проблема - как научить проситься под кустик на улице. Сегодня на прогулке сок попил и тут же пописял в трусы (решили пойти без памперса в качестве эксперимента). Но самое главное я поняла, что не стоит на теме горшка и сухих трусов заморачиваться и тратить нервы.

      Удалить
    2. Я тоже ее культивирую, Тоня, самость эту. Но в этот период просто стреляться хочеичя. Потому что они хотят делать сами ВСЕ. А это все далеко не всегда получается хорошо. И даже такие простые вещи, как выключить свет, уже не так просты. Мию вроде отпустило, но заклинивает иногда.
      Я обычно сто раз спрашиваю про туалет. И беру с собой все запасное. У нас после моря другая проблема- Мия так там привыкла к свободной жизни, что сейчас готова усесться писать посреди парковки, например) или у соседей под забором) ну а че стесняться))))))

      Удалить
    3. Вот что с нами цивилизация сделала. А по сути как в той картинке-анекдоте, когда кот-гид говорит котам-туристам: "А это Сахара - самый большой туалет в мире")

      Удалить
  3. И я дочитала! :)
    Читать смешно конечно, когда тебя не касается, но блииин, мамы, сколько же у вас терпения! Умницы вы.
    Прикольная фотография получилась, где змеюка притворяется хвостом Илюшиным)))
    Кстати, какие звуки издает коала?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, я Илье рассказывала, что коалы живут на деревьях и питаются листьями эвкалипта. И когда они их едят, то делают так: "хавч-хавч-хавч"))) С тех пор Илья при слове коала произносит это самое "хавч-хавч", только немного по-своему)

      Удалить
    2. Тоня, я ржу))))))) "хавч-хавч-хавч"))))) это п-ц))))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...