"Нана дзи-дзи!". Часть 1. Красная пещера.

Когда где-то в апреле Яна сообщила, что в мае у нее отпуск и она, как обычно, всем заграницам предпочтет родной и любимый Крым с родными и любимыми людьми, жить спокойно мы уже не могли. До той самой минуты, пока в полседьмого утра она не наяривала в плохо работающий домофон. Особенно ждал тетю племянник, ежедневно спрашивающий у меня и у нее в скайпе, когда же уже Нана дзи-дзи?
И вот ночное пересечение границы позади, Илюша завален подарками, а мы с Яной уже думаем, как бы нескучно (и при этом не сильно дорого) провести ближайшие две недели. В первую очередь мы решили отправиться в пещеры.


Красная пещера (или по-другому Кизил-Коба) – это целая система связанных между собой пещер, имеющих отдельные выходы на поверхность.  Общая протяженность ее постоянно увеличивается, т.к. спелеологи периодически открывают все новые и новые ходы. Это удивительно, но на сегодня она составляет уже более 26 километров! Подумать только: по сути, проникнув в пещеру где-то недалеко от Симферополя, можно выйти где-то на побережье ЮБК. Правда, сделать это можно только теоретически, ведь учеными изучена только малая часть пещеры, а та из них, что оборудована для экскурсий, вообще составляет всего 500 метров. Но и эти 500 метров стоят того, чтобы там побывать.

Несмотря на дождливый май, нам повезло – весь день светило солнышко, при этом было не жарко. Свернув с основной трассы, мы проехали еще километра три и остановились на стоянке. Я в Красной пещере до этого была дважды, а Саркис, Яна и Илья – ни разу. Я немного волновалась, как сын воспримет наш поход, и думала, что если он испугается, когда войдем в пещеру, то я тогда с ним выйду и останусь у входа.
Но до самой пещеры еще надо добраться. А дорога не маленькая – километра полтора пешком по горно-лесистой местности. Дорожка все время ведет вверх, ноги разъезжаются на камнях и торчащих корнях деревьев. Плюс Илюшу никто не отменял. Слава Богу, что Саркис был с нами и тащил его на себе, хотя Илья постоянно кричал, что он хочет к маме.

На стоянке, выйдя из машины, мы увидели какую-то высоченную деревянную крепость. Несколько лет назад я такого тут не видела. Оказалось, что совсем рядом строят новую достопримечательность – Парк викингов. 



Илье пришлось засунуть штаны в носки, так как я, балда, забыла средство от клещей, которых в это время года очень много.

Позиционируют себя как первый в России кинопарк. Я так поняла, что здесь снимали фильм «Викинг», который выйдет на экраны только в декабре 2016-го, а масштабные декорации после завершения съемок решили не убирать. К тому же активно строят новые объекты, связанные с жизнью викингов. Некоторые крымчане в комментах в инете уже посмеялись, мол, Крым и викинги – это как небо и земля, мол, лучше бы что-то «свое» придумали. Но я считаю, что объект в целом неплохой и погулять там, скорее всего, будет интересно. 


Ну, а мы отправились в пещеру.

По дороге открываются замечательные виды, после долгого сидения дома и в Интернете, вообще кажется, будто попал на другую планету.   



Встретили небольшое озерцо с фонтанчиком. Из озерца орали лягушки. Илюша был счастлив - живые "а-а"!.



Также по дороге на пещеру повсюду стоят разные фигурки из камня и дерева, с которыми можно пофоткаться. 



А это мы уже на той самой лесной дорожке. Рядом с ней течет речушка с чистейшей прозрачнейшей водой. Шумит так, что аж непривычно после четырех квартирных стен. Илья сначала вообще не мог понять, что за шум, пока мы не подошли к речке совсем близко и не объяснили ему. В речке мы видели маленьких рачков. Илья не верил своим глазам.


Встретили по дороге белок. И какие-то цвяточки.



Но идти еще долго. Саркис с Илюшей на горбу уже начинает ныть, а я приговариваю: "Ничего, мы его с собой еще на Демерджи возьмем!". Начинают открываться красоты.





Жук такого красивого цвета, какого только лаки для ногтей бывают)


Илюша играет с тенью - его новая любимая забава.


Яна останавливается, очарованная горами-лесами, и просит постоять немножко. Поймать кайф.



Вышли на небольшую полянку. Пещера уже совсем близко.



Всегда найдется тот, кто испортит твою фотографию)

Откуда не возьмись  - кошка. На такой высоте!


Попадаем на еще одну, более тенистую полянку. После долгой и жаркой дороги здесь очень хорошо посидеть на скамейках и отдохнуть. Перекусить, попить воды. Течет родник - вода чистейшая. Ледяная и вкусная. 



Все бы хорошо, но здесь у меня случается заскок. Мужики наши как-то быстро так опустошили пакет с приготовленными мною с утра бутербродами, что съели и мою порцию. Я, наверное, так проголодалась, что у меня полились слезы и я сказала, что дальше я не пойду, потому что голодна и упаду в обморок. Яна протянула мне свой бутерброд с сыром, на что я сказала, что не хочу сыр, хочу свою колбасу. Саркис занервничал, Яна тихонько, видимо, в знак солидарности скормила свой сыр кошке, а Илья бегал и просил дать ему еще покушать. Я поплакала-поплакала, высказала, как не ценят они свою прекрасную мать и жену, и мы пошли дальше.
Подходим к входу. Здесь стоит стенд с информацией о пещере. Правда, я его не сфоткала (он сейчас новенький, красивый и с обновленной информацией), поэтому выкладываю фото, как он выглядел в 2008 году.



Вход в пещеру стоит 300 рублей с человека, детям до 6 лет бесплатно. Для сравнения посещение Парка викингов - 450 рублей, детям до 5 лет бесплатно. Правда, мы были в мае, а с 1 июня, когда начинается туристический сезон, вход в пещеру стоит уже 400 рублей. Но и это, я считаю, по-божески, особенно учитывая, что это красоты самой природы, а не что-то сделанное человеком для зарабатывания денег. 
Народу почти нет. Пару -тройку человек видели только впереди нас по дороге и позади. Ждем 10 минут, пока наберется группа для экскурсии. 10 минут прошли - не набралась. Ура - у нас персональный гид! Экскурсия только для нашей "группы".


Заходим в пещеру. Попадаем в темноту, подсвеченную фонарями, смотрю на реакцию Ильи. Была готова к тому, что заплачет. Но к тому, что подумает "Раз темно, значит ночь и надо спать", и положит голову мне на плечо - нет) Ну ладно, придется носить его на себе. Зато ноги чистыми будут. В пещере влажность, и в некоторых местах лужи и земляная каша. Хотя в целом внутри вначале пути даже заасфальтрованы дорожки, все сухо и прилично. Плюс построены специальные помосты - для того, чтобы в случае внезапного паводка оперативно вывести посетителей из пещеры. 


Черепа животных положили для антуражу)

Честно говоря, прошлые два раза, что я здесь была, мне было совершенно не страшно, даже наоборот. А в этот раз я прям как сама не своя была: вечно переспрашивала у гида, не упадет ли нам на голову кусок древнейшего свода, не начнется ли паводок в сию секунду. Наверное, это все материнство. 

В такие узкие (порой еще Уже) ходы пробираются спелеологи, чтобы открыть новые ответвления пещеры.


А за этой надписью кроется целая история. О том, как в 1913 году два гимназиста из Симферополя решили исследовать пещеру самостоятельно. Взяли большой клубок ниток и спустились сюда откуда-то сверху (нашли там лаз). Тогда никакой подсветки тут и близко не было - кромешная тьма. У них с собой кроме клубка были только свечки (и никаких мобильных телефонов)). Прошли они на ощупь до фига как много, причем давно закончились нитки. Сидели они, ждали смерти, а чтоб ждать было веселее, один из них накоптил свечой свою фамилию. Не помню, чем там все закончилось, но вроде их спасли. Плюс ко всему еще они, сами того, не зная, открыли какой-то новых ход.


А еще гид всегда рассказывает про Грибоедова, который тоже побывал в Красной пещере, в 1824 году. Грибоедов якобы даже оставил тут свой автограф, который с тех пор ищут и найти не могут. А еще в своих записях он писал, что пещера ему жутко не понравилась - сплошная тьма и влажность. Причем гид обязательно добавляет, что писатель взял на память кусочек сталактита, а этого делать нельзя, потому как эти сталактиты-сталагмиты образовываются на протяжении десятков-сотен тысяч лет, и чтобы восстановиться, им понадобиться снова столько же. У спелеологов существует поверье, что тот, кто таким образом нарушит эту живую систему, в скором времени умрет. "Хотите верьте, хотите нет, но через пять лет Александр Грибоедов умер страшной смертью", - добавляет гид, и после этого становится страшно даже случайно задеть здесь вообще что-нибудь) 





В пещере повсюду интересные фигурки, сделанные самой природой. Вот это, например, "гриб".


А этот отчетливый профиль мужика с бородой называют "Хозяином пещеры". По нему, кстати, определяют, как скоро может переполниться подземная река, которая течет в пещере, и начаться паводок. Экскурсовод говорит, что "хозяин" всегда предупреждает их и спелеологов с помощью капель воды, появляющихся у него на носу. "Видите - нос сухой. Значит идем дальше".


Здесь гиды и сами туристы нередко видят бутылку из-под шампанского. "Причем раньше рядом с ней стоял действительно высокий, как для шампанского, бокал. Но наши люди так любят фотографироваться и при этом щупать все вокруг, что со временем бокал превратился в стопку", - рассказывает гид.


Попадаем в отдельный зал. Тут не слышно ни фига - шумит подводная речка. Вода настолько чистая, что видно все-все. Гид говорит, что глубина здесь составляет до двух метров, а из-за того, что вода кристально чистая, возникает иллюзия, будто нет и 30 сантиметров.




Идем дальше. Видим "окошко". Сейчас в нем все очень любят фотографироваться, а раньше хода не было нигде, кроме как в этом окошке. Именно через него и пробирались спелеологи. Думали ли они, что после это место станет лучшей "аватаркой"?)


А это мой любимый "птеродактиль".




Эту природную фигурку называют и "Буддой", и "Дедом Морозом". А все потому, что она меняется, если смотреть на нее с разных ракурсов.


"Пизанская башня".


"Жемчужина". Саркис уже было открыл рот, чтобы спросить: "Аааа камень внутри?", как гид ответил: "Камень мы, конечно, сами положили, чтобы была уж настоящая жемчужина - с жемчугом")


"Спящие зайцы")


Попадаем снова в зал с шумящей рекой. Останавливаемся - тут основной маршрут пещеры заканчивается. Дальше - сифон - небольшое, но глубокое озерцо, нырнув в которое, можно вынырнуть во второй оборудованной части пещеры, которая называется засифонная. Туда тоже водят экскурсии, но стоит это удовольствие уже 4000 руб. с человека. Причем обязательно выдают гидрокостюм, потому как температура воды, как и воздуха в пещере постоянная на протяжении всего года - около 9 градусов. Ну и посмотреть там тоже есть на что: все, что находится там, за сифоном - оно в нетронутом состоянии - таком, как создала сама природа, и ни один турист там ничего не отломил. Экскурсии туда водят редко, наверное, из-за большой стоимости, а может, и потому что не каждый отважится нырнуть в этот сифон. Мне, к примеру, и так страшновато было, что мы ушли в глубь пещеры на 500 метров. А вдруг паводок? И все рассказы гида о том, что "все предусмотрено", меня не особо успокаивали. Кстати, этот последний зал, в котором мы стояли перед сифоном, был ну просто огроменный. Как в высоту, так и в ширину. А на "потолке" - странные узоры. Как объяснил гид, это то ли разлом, то ли сдвиг тектонических плит, произошедший кучу лет назад. Я в этот момент, честно говоря, почувствовала себе не важной Тоней, умеющей это и знающей вот это, а ничтожнейшим муравьем, не представляющем в этой жизни ничего особенного. А когда гид сказал, что только нижняя часть пещеры имеет 6 этажей, и над нами сейчас находится этаж с еще большим залом - по величине как целый стадион,... так даже и не муравей я вовсе. Так, пылинка.
Илюша же в последнем зале почему-то так оживился, что "проснулся", спрыгнул с меня и стал играть с эхом. "Ба-ба": баааааа-баааааа! "Га-га": гааааа-гааааааа! Гид даже сам себя не слышал из-за реки и Илюши)



На обратной дороге сфоткались в "окошке".



С бах-бах.


И с телегой.



Посмотрели с высоты на строящийся Парк викингов. 




Пока-пока, Красная пещера!



*******************************************************************************
P.S.: Ну как же без P.S.?) Когда мы вернулись домой, Саркис пошел в магазин и на последние деньги купил мне колбасы)))

Комментарии

  1. Тоня, какая красота! Хочу к вкм еще больше)
    И как удивительно природа создает- правда ведь видятчя и птеродактиль, и бутылка, и башня,Пизанская. Молодцы, что выбрались. Мы раз были в пещере, не в такой масштабной как ваша. у меня там клаустрофобия начинается. Тоже ощущала себя ничтожной песчинкой.
    Про бутерброд понима) я б тоже расплакалась и причитала, что меня не ценят) мне вообще очень хочется научить Мию делиться и заботиться. Пока не получается. Буквально вчера, с'ев свою порцию дыни, с'ела втихоря и нашу) как не лопнула))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ксюш, у нас тут еще есть Мраморная пещера, вот та, говорят, вообще красота. Она входят в тройку самых красивых в мире! Но я там ни разу не была, хотя находится она тоже под Симферополем и даже еще ближе, чем Красная. Надеюсь, в скором времени и туда добраться.
      У меня тоже проскакивало такое чувство - побыстрей бы наружу выбраться.
      Вот так сидят люди в Фейсбуке, яростно комментят политику, думая, что каждый такой эксперт и вообще, а когда приезжают на Ниагару или какое-нибудь Мачу-Пикчу, то понимают, что они лишь не вечные песчинки...
      Во - про бутерброд ты, наверное, меня лучше всех и поймешь) Илюша у нас любит делиться, иногда даже чересчур (как начнет тебе в рот все запихивать)), но в целом покушать он любит больше, чем этим кушаньем поделиться) Растут дети...
      А еще так дыниии захотелось) А я после таниного поста все еще ананас никак не куплю)

      Удалить
  2. Тоня! очень красиво, прям очень, очень. Я б полазила там и своим занудством довела бы гида. Например мне непонятно совершенно "чтобы была уж настоящая жемчужина - с жемчугом"))))))))
    Ты вот от голода поплакала и успокоилась, а я бы извела всех, свернула всем кровину, выела мозг чайной ложечкой. Я когда голодная, становлюсь неуправляемым монстром))))

    А про "кухонных политиков", мне почему-то кажется, что нигде они себя ни песчинками, ни пылинками, ни мгновеньем в вечности не ощущают. Они всегда монументальная все знающая и про всех глыба. И таким людям даже на Мачу-Пикчу будет все говно. Ибо "кухонные знатоки" - это всем и вся недовольные люди. Им даже если грузовик с ништяками, о которых они грезят всю жизнь, переврни возле дома, все равно хуево. Потому что не так упал и надо теперь все собирать самим. Так и сгниют ништяки, а они буду ходить вокруг и причитать, что все говно.))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, ну и насмешила, блин!))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
      А по поводу той ситуации с колбасой, то я тут в блоге решила, скажем так, немного смягчить. Ну в самом деле, пост же не о моем заскоке, а о пещере)

      Удалить
  3. Тоня, как тебя прорвало с постами)))
    Красивейшее место. Я только раз была в пещере и тоже немного клаустрофобом себя ощущала))) И тоже с радостью бы в Крым съездила :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, ты права, что-то меня и правда, прорвало) Хочется писать. Еще бы в сутках побольше часов было, чтобы находить на это время.
      А я в Минске мечтаю побывать)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения