Блэкаут по-крымски

Все погасло в ночь с воскресенья на понедельник, 23 ноября. 
Илья еще не спал, мы были в ванной, я кинулась на кухню за спичками, а он испугался и завопил. Тогда я подумала, что это все из-за непогоды – за окном бушевал сильный ветер, и вполне мог оборвать где-нибудь провода. На следующий день приехал от родителей Саркис, с одним только словом – «Апокалипсис»! Оказалось, с той самой ночи электричество в селах, равно как и вода, отопление, телефонная связь и Интернет, не появлялись, а у нас пока еще было. Из новостей узнали, что в Украине, недалеко от границы с Крымом взорвали две электроопоры. Фото павших опор, обтянутых крымско-татарским флагом, и видео, как подрывники не дают приблизиться к месту происшествия милиции и МЧС, быстро облетели Интернет. Вдаваться в подробности не буду; чтобы все понять, достаточно загуглить. 
Днем мы пошли прогулять Илью, а когда возвращались, увидели объявление о том, что в период, пока власти Крыма объявили режим ЧС в связи с катастрофическим дефицитом электроэнергии, пользоваться лифтами не рекомендуется. Ну, а если уж застряли, то главный совет – не паникуйте. «А коммунальщики, однако, весельчаки…», - подумала я, и едва успела увидеть, как Саркис заходит в лифт с Ильей на руках. Поставив ногу меж створками, я тщетно пыталась объяснить мужу, какая жопа ждет нас, если мы застрянем, но он был неумолим. Только мы ступили на порог квартиры, электричество в доме погасло. Надо было видеть мое лицо в тот момент! «Подумаешь, мы бы громко кричали, кто-нибудь нас услышал и вызвал спасателей», - попытался успокоить Саркис. – А вообще, думаю, часа через четыре свет дадут».
Но свет не дали ни через четыре, ни через шесть часов. Его вообще в тот вечер не дали, мы так и уснули всей семьей, когда погасла найденная в закромах свечка. А я, засыпая, только и благодарила Бога за то, что мы лежим под пушистым одеялом, а не сидим, скрючившись, в темном и душном лифте.

В общем, радости было мало. Опоры взорваны, ремонтировать их Украина не спешит. Своей энергии хватает только на то, чтобы обеспечить электричеством лишь треть от потребностей полуострова. Россия заявляет, что в срочном порядке тянет с Тамани кабель в Крым, но датой, когда Крыму дадут еще хотя бы одну треть от необходимого, называют 22 декабря. Месяц, целый месяц в потемках! Так думала я, пока в среду, 2 декабря, в Крым не прилетел наш ЛУЧЕЗАРНЫЙ и не подключил первую нитку построенной в рекордные сроки электролинии. Сразу светло не стало, энергии все равно не хватало, но, во-первых, свет стали давать чаще, а во-вторых, он наконец-то вообще появился в районах и селах, а также на Керченском полуострове, где ситуация была совсем плачевная. К примеру, керчане без электричества просидели шестеро суток!
К 22 декабря обещали дать еще энергии, чтобы в сумме ее было 90% от потребности Крыма. Но снова все сделали в рекордные сроки, и вот, вторую очередь энергомоста запустили уже вчера, 15 декабря. Полностью же проблему решат только к маю 2016-го, то есть к тому времени Крым станет абсолютно независимым в плане электричества от Украины, а пока жизнь действительно налаживается – троллейбусы уже ходят, фонари горят, ну и самое главное для молодой мамы с коляской – лифты заработали!

Тройник Путина)
Можно долго спорить о причинах и следствиях блэкаута, хвалить или стебать Путина, что «подобно Данко, выйдя из самолета, вырвал из своей груди мощную ЛЭП и осветил ею погрузившийся во тьму Крым», сетовать на то, что до мая свет таки еще будут отключать, хоть и не надолго, но удивительное в другом. Все, что происходило в Крыму во время блэкаута, надо было просто видеть и чувствовать.  


Странно, но почти никто не унывал. Наоборот, сидя при свечках, только и говорили, мол, хорошо, что мы тогда на референдуме отделились. Мол, как можно жить с такими мудаками, которые подрывают ЛЭП, а власть ничего не может с этим сделать. И, конечно, все слушали ВВП и верили, что в беде не оставят, все построят-все дадут, и как можно быстрее. К слову, я и сама до сих пор удивляюсь, что слова чиновников с делами не расходятся. Очень трудно к этому привыкнуть, особенно после того, как 23 года все было как раз наоборот. Менялась верхушка, мелькали лица, все упражнялись в данных народу «обицянках», ничего не делалось, деньги из бюджета исчезали, а те, кто приходил на смену, объясняли все это просто – «все украли попередники».  

Ну, а в Крыму, конечно, с наступлением блэкаута на свет божий сразу повылазили спекулянты (хотя с момента вступления в РФ они никуда и не улазили), свечки продавали по 40-50 рублей за штуку (сейчас уже снова 20руб), самый дешевый генератор (наименее мощный) стоил 15-18 тысяч рублей, средний – 20-25 тысяч. Несмотря на запрет властей повышать цены на продукты, они, конечно же, тоже сразу подскочили. Не все, правда, и не везде, но, к примеру, некоторые вида хлеба подорожали на 1-4 рубля.
Генераторов везде понатыкали столько, что первое время было непривычно от постоянного жужжания. Вечерами на улицах стало столько людей, что и днем раньше столько не увидишь. Света нет, Интернета, соответственно, тоже, вот все наконец и вспомнили про живое общение. Чтоб это общение не вылилось во что-то нехорошее, власти тут же приняли закон, запрещающий продажу алкоголя с 17.00 до 10 утра. Думаете, народ сразу бросил пить? Ага, надо было видеть алкогольные маркеты часов в 16.00-16.30!!! Очереди заканчивались за дверью.

Мы тоже решили, что темными вечерами надо либо детей делать, либо пить. Подумали, одного «энерджайзера» нам пока хватит, и отправились в гости к Алле с Юрой. Так надеялись посидеть в темноте, при свечках, выпить и поиграть на гитаре…, но оказалось, что свет у Аллы не отключают. «Нуу, так неинтересно! – сказала я. - И где, вообще, справедливость? Почему у нас всю неделю свет дают три часа утром и три часа вечером, а у кого-то он вообще не гаснет?!».
Справедливость себя ждать не заставила. В гостях мы были в субботу, а уже с понедельника свет у нас больше не отключали вообще. А у Аллы, наоборот, стали отключать. Сначала мы все время ерзали, вот счас выключат, о блин, не выключили. Ну вот счас точно-точно выключат. Я копила стирку, боялась загружать машинку. Саркис приклеился к планшету, боясь, что снова отрубят Интернет. Илюша припал к мультикам, переживая, что снова неделю не увидит птеранодончиков и свинку Пеппу. Выдохнули мы только тогда, когда поняли, что свет не отключают. За что нашему дому такое счастье, не знаю, возможно, со временем опять попадем под веерные отключения, но пока наслаждаемся благами цивилизации. Ко всему еще дали отопление и горячую воду. Когда к этому привыкаешь, то и не задумываешься, насколько ты счастливый человек, просто потому, что у тебя в доме светло, тепло, есть удобства и развлечения. А когда неделю посидишь в темноте, то быстро начинаешь ценить то, на что раньше просто не обращал внимания.

Такоэ развернули у нас на стадионе, где мы обычно гуляем! Я вначале испугалась, а Саркис страшил меня, мол, это беженцы из Сирии)
А вообще, даже здорово, что такое случилось. За ту неделю без света мы столько друг с другом наобщались, за три часа, пока давали электричество, успевали и постирать, и пропылесосить, и голову феном посушить. Забыли про новости и соцсети, играли в нарды и танцевали под обычное радио на батарейках. Я наконец-то прочла «Поющие в терновнике»! А еще все были чуточку добрее: на улице, в магазинах, в транспорте. Будто стали одной большой семьей. Как тогда – на референдуме. И первое время, когда дали свет, я даже ругалась на Саркиса, потому что скучала по нему, хотя мы находились в одной квартире. Просто он был уже «приклеенным» к Интернету. А он шутил: «Ну давай выкрутим пробки, если тебе так нравилось без света…».

Так появился новый хештэг.

************************************************************************** 

P.S.: Чего я никогда не забуду, вспоминая эту ситуацию, так это СВЕТОВЫХ СТОЛБОВ, расставленных на крупных дорожных развязках и кольцах! Огромные хреновины, которые озаряли все вокруг на 180 градусов – гуманитарка с материка, чтоб не было ДТП. Вот уж и вправду, Россия – великая страна.   



Комментарии

  1. Тоня, так интересно ))) мы хоть с тобой и обсудили уже всё, всё равно так подробно ты написала. Захватывающе))) Да уж, за этот год я с закрытыми глазами могу все ваши населённые пункты - большие и маленькие - назвать без запинки. Этот проект реально крутой и в какой-то мере поистине героический. Таких темпов такого строительства и работы по подключению мир ещё не знал, это точно.
    23 ноября утром у нас на работе часа два была гробовая тишина, все начальники ускакали на совещание. А вот когда вернулись.... короче, в такие моменты и правда осознаёшь масштабы этой деятельности и нужности. Я тебе даже скажу, что к вам в Крым помимо всего прочего едет целая электростанция с самого Дальнего Востока. Я очень рада, что в принципе обошлось без самых худших последствий и что люди не унывали и даже нашли положительные моменты.
    Фотка с удлинителями прикольная )) там у мистера Пу за спиной мой босс как раз стоит, не влез в кадр правда ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, ты была "причастна" к освещению Крыма? :)

      Удалить
    2. Эх, Ален, так здорово все узнавать у тебя! Я могу телевизору не верить, а тебе верю) И вообще, шучу дома: "Если что опять вдруг, Алена нас в беде не оставит, замолвит там словечко за нашу улицу в Симферополе"))
      А то, что проект грандиозный, это еще раз подтверждает мое последнее предложение в посте. И в том, что не только энергомост, но и мост транспортный через Керченский пролив таки будет, причем крутой, в Крыму никто не сомневается.

      Удалить
    3. Таня, как бы так объяснить не пафосно )) просто я работаю в компании, которая управляет абсолютно всем электричеством в нашей стране.

      Удалить
    4. да что тут пафосного, Алён :) это ж круто :) особенно на таких примерах видишь всю значимость своей работы :)

      Удалить
  2. Тонь, я очень ждала от тебя этот пост. Честное слово. Спрашивать было сцыкотно, столько уже потеряно друзей в боях за Крым, когда благое дело оборачивалось "что вас там всех и вашу РФ тоже")))))
    А почта работает нормально? Как и положено почте РФ или лучше, чем у нас?
    А я вчера наслаждалась статьей о том, что американские журналисты доказали, что Путин бессмертен и уже многие годы перемещается во времени и пространстве)))) Даже привели фото в знак доказательства))) и грустно и смешно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ооо, кто-то еще ждет моих постов?!!)) С гиперактивным Илюшей их писать все сложнее и сложнее)
      Та ну, Оксан, брось насчет "сцыкотно"! Ты же знаешь мою позицию, и то, что я принимаю любую точку зрения, главное, адекватную)
      Почта работает нормально, но в целом также, как у вас на материке - случается разное)
      А мы всю неделю наслаждаемся новостями из Рады. Я просто ухахатываюсь, пересматривая видео, как украинского премьера за яйца из зала выносили, но после долгого ухахатывания почему-то тоже становится очень грустно...

      Удалить
  3. такие блэкауты, в принципе, полезно устраивать везде, как напоминание о имеющихся благах цивилизации))
    хорошо, что все позади)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, привет! Ага, я как раз по вечерам при свечке читала Колин Маккалоу, начало XX-го века, у них электричество только-только стало появляться, много где еще и не провели, поэтому жили при свечах и керосинках... И ничего - жизнь таким ключом била! А у нас, блин, ломка, если Интернет вдруг просто затупил)))

      Удалить
  4. Тоня, сюжет как из книжки. "Чуму" Камю вспоминала. Мне нравится твой оптимизм что ли. Конечно, во всем можно найти плюсы, паниковать последнее дело. Тоня, извини за вопрос, я может спрашивала уже раньше. Вы не думали про эмиграцию? Вы молодые, у Саркиса отличная профессия. Я тут недавно была у стоматолога (кстати, русской), состояние оставила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, привет! Ты, как всегда, задаешь самые интересные вопросы)
      Нет, про эмиграцию мы никогда не думали. Точнее, варианты были и сейчас есть (у нас родные в США и Канаде живут), но мы хотим жить на своей земле. Я максимум когда-то в Киев хотела переехать, но не вышло. Мне нравятся Киев, Рим и Санкт-Петербург, но больше всего я люблю Симферополь. И счастлива, что живу в любимом городе. Эмиграция лично для меня это как жить в чужом доме. Думаю, смогла бы уехать в другую страну, только если бы полюбила иностранца.

      Удалить
  5. Очень захватывающе написано! С лифтом это вам , конечно, очень повезло. Застрять с маленьким ребенком - это бы запомнилось точно на долго .
    Да будет свет!!!
    Мне прямо вспомнилось, как у нас свет пропал, вечером, 31 декабря. Я все сидела и гадала, на долго ли.
    Свечки у нас всегда были. Частенько свет вырубали. Самое обидное, когда в шахматном порядке и в соседней квартире есть свет )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, привет! Рада тебе)
      А мы на прошлый новый год тоже не знали, будем со светом или нет, потому как ровно год назад Украина тоже отключала свет Крыму. Так что в этом году мы уже так сказать "закаленные")

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения