суббота, 12 июля 2014 г.

ЛЕТО-КРЫМ-РОССИЯ

А у нас продолжается «возвращение в родную гавань». Именно так чаще всего называют присоединение Крыма к России дикторы российских телеканалов. Итак, что у нас новенького?


1. Туристы. Точнее, их отсутствие. Конечно, в марте, когда происходили все эти исторические события, только дурак мог верить словам чиновников всех мастей о том, что не смотря ни на что, курортный сезон Крыму будет обеспечен и что в этом году на полуостров приедет не меньше народу, чем в прошлом, а то и больше. В прошлом, на секундочку, приехало 6 миллионов. Россия, конечно, большая страна, но где взять столько народу, который захочет поменять привычные Египет с Эмиратами на какой-то там непонятный Крым?! Чиновники с туроператорами уже что только не выдумывали: и билеты на самолеты удешевили до минимума, и скидки в отелях и пансионатах предлагали доселе невиданные, и в некоторых областях РФ работников предприятий ставили перед фактом – этим летом вы отдыхаете в Крыму, коллективные путевки уже закуплены. Но полуостров полупустой. Нет, отдыхающие, конечно, есть, и россиян очень много. Но нет украинцев. А это всегда был самый основной сегмент из числа приезжих к нам летом.
Но лично мне все это очень нравится. Наверное, потому что я не владелец частной мини-гостишки где-нибудь на побережье, да?) Но наконец-то летом в Крыму «дышится легко». Пляжи и вокзалы не забитые под завязку, цены на жилье в сезон невероятно упали, развлечения тоже немного подешевели. А основная трасса Харьков-Симферополь, по которой обычно туристы и приезжали из Украины, выглядит вообще пустынной. Вести машину одно удовольствие.



2. Медицина. Все тут у нас в шоке просто. Когда в больницах и поликлиниках вдруг перестали брать «благотворительные взносы», требовать принести перчатки, бахилы, бинты, шприцы и прочее, многие отнеслись к этому сюрпризу с недоверием. Но нет – реально ничего не берут. И взяток, кстати, тоже не берут. БОЯТСЯ! Как огня! Первые усиленные проверки на предмет коррупции (очень показательные выступления, надо сказать!) учинили именно в области здравоохранения. В подвалах Республиканской детской больницы в Симферополе обнаружили кучу препаратов, оборудования, медицинской мебели и прочего, что было когда-то прислано в Крым в виде благотворительной помощи и что все эти годы из-под полы шло на продажу.
С одной стороны, мне это все нравится, так как врачи вдруг стали все такие любезные: «Да-да-да, конечно, все покажем и расскажем, только жалобу на нас не пишите». С другой – у меня муж врач, и различного рода жесткие требования и изменения коснулись и его. Иногда нововведения доходят до маразма.

3. Деньги. С 1 июня в Крыму ходит только одна валюта – рубли. Третья строчка сверху на табло обменников сменилась с рубля на гривну. Теперь это у нас иностранная валюта. Хождение гривны обещали продлить до конца этого года, но в конце мая вдруг новость: все, лавочка прикрывается. Причина – якобы стало много спекулянтов, желающих заработать во время хождения сразу двух валют.
Я столь неожиданному введению рубля была не слишком рада. Сбережения пришлось бежать и срочно менять, теряя при этом по курсу. А вот с копилками вообще расправиться не успела - приходила в себя после родов, было не до этого. Куда теперь девать целую бутылку из-под шампанского, до верху набитую «десюнчиками» (собирала из интереса – какая сумма влезет. Теперь знаю – 186 гривен 60 копеек))), оставленные на черный день неразрезанные купюры, которые нам на свадьбу подарили, а также копилку-коровку, в которой всегда лежали копейки номиналом 1 гривна, «если вдруг совсем есть нечего, а надо на маршрутку». Кстати, рублевой мелочи, дефицит которой наблюдался в апреле, теперь предостаточно.

4. Цены. Они выросли на все, в том числе и на коммунальные тарифы. Но, видя, сколько после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом теперь должны платить украинцы, мы своим повышениям даже радуемся. Они-то может и равнозначны по своей сути, вот только зарплаты в Украине продолжают урезать, рабочие места сокращать, а цены на все-все повышаться из-за падения гривны. У нас же продолжается постепенное увеличение зарплат и пенсий до общероссийского уровня. Зарплата Саркиса, к примеру, сейчас в два раза больше, чем была в марте этого года. А когда на днях гуляла с коляской, услышала разговор двух пенсионерок. Одна из них говорила:
- Господи, хоть поживем немного, как белые люди. Да, пенсии повысили пока не намного (это процесс поэтапный, - прим. авт.), да и цены выросли. Но как вспомню, как мы в той нищей Украине на свою несчастную тысячу гривен каждый месяц выжить пытались, так сердце колет…
На сколько повысили пенсии, я точно не знаю, но разговор такой слышала своими ушами.

5. Детские пособия. Для тех, кто родит ребенка в 2014-м до конца этого года, выплаты будут «украинских размеров», но платить их будет РФ. Мне повезло, ведь размер детских пособий в Украине сейчас больше, чем российских. Мне, кстати, и с роддомом повезло. По прошествии двух недель после родов, в Республиканском перинатальном центре, где я рожала, после проверок запретили рожать всем подряд. Теперь туда можно попасть или по направлению с патологией, или за большие деньги по договоренности с врачом.
Но вернемся к пособиям. Вместе с их размерами украинскими остались пока что и все бюрократические проволочки. Я пособие до сих пор еще не оформила, во-первых, потому что не собираюсь стоять три дня в очереди с двухмесячным малышом, а во-вторых, потому, что нас уже в который раз отсылают за получением «важной справки» «о том, что нам нужна справка о том, что справка нам не нужна». Тем временем в Украине размер выплат при рождении первого ребенка оставили прежним, а на второго и третьего существенно сократили. В Крыму же теперь, начиная со второго ребенка, действует программа «Материнский капитал», за счет которой можно улучшить жилищные условия (погасить частично ипотеку, например). Говорят, в РФ это дело популярное. Посмотрим, как будет у нас.



6. Банки. После того, как Крым уплыл в Россию, украинские банки спешно закрылись и свалили с полуострова. Большинство из них заблокировали крымчанам счета и не отдали депозиты. Больше всего пострадали вкладчики «Приватбанка», он был самым крупным и популярным в автономии. Когда нам сказали, что РФ создает какой-то Фонд защиты вкладчиков, который якобы вернет крымчанам все замороженные на счетах деньги, в это мало кто верил. Итог: создали, организовали, приняли все необходимые документы (минимум), выплаты идут. Вот я, к примеру, месяц назад получила свои денежки. У меня на счету застряла очень крупная сумма. То есть получается, что те мои гривны, что лежали на карте, ушли безвозвратно вместе с «Приватбанком» в Украину. Просто Россия пришла и кагбэ дала всем новых денях. Чтобы никто не плакал)
Стоит отметить, что качество обслуживания в Российском национальном коммерческом банке, где я получала деньги, а также открывала счет и карту для дальнейшего их использования, меня просто поразило! Но скорей всего это потому, что из Крыма сейчас лепят образцово-показательную площадку, поэтому все и вежливые такие.

7. Беженцы с Юго-Востока Украины. Они есть и их много. Даже невзирая на то, что Джен Псаки со своей Америкой их в упор не видят. Когда я гуляла с коляской вокруг школы недалеко от нашего дома, то видела, как людей расселяли в классы на ночевку. Пока каникулы, школы используют как перевалочный пункт. А на утро людей забирают и расселяют по санаториям на ЮБК, а также увозят на самолетах в Россию, где равномерно распределяют по областям. Одна Ростовская область ведь не может взять на себя всех, кто бежит от войны. Да-да, именно от войны, на востоке страны идет самая настоящая, страшная, ужасная, непонятная война. Уже даже не важно, кто с кем и за что воюет. Важно, что ежедневно обстреливаются города и поселки, разрушаются дома и инфраструктура, гибнут самые обычные жители, женщины, дети… Когда я видела беженцев, то с виду они были, как и все крымчане – легко одетые по жаре, с детками на руках. Но в их глазах читалась непередаваемая горечь. Куда они теперь, что с ними будет. В руках лишь маленькие сумки с минимумом одежды и документами… Этой войны не должно было быть на востоке Украины. Эта война должна была быть в Крыму. И мне пофиг, куда мы там вступили и кто нами теперь правит. Мне важно, что у меня над головой не летают снаряды, а в мой дом не попадают мины. В Крыму шутят: «Прошла весна, настало лето, спасибо Путину за это».

                                   ************************************************************ 

P.S.: Когда мне в руки дали мой новый российский паспорт, то я едва сдержала слезы. Это странно, очень странно, прийти в паспортный стол с украинским паспортом, чтобы по нему получить российский. Я рассматривала свою красивую фотографию и голограмму с двуглавым орлом у себя на лбу, а сердце сжималось от боли. Уже дома я сказала мужу: «Если бы можно было бы, как в сказке, отмотать время назад и стереть все последующие события, начиная с этого проклятого майдана, то я бы так хотела «вернуться домой». А потом вспомнила глаза беженцев и подумала, что чудес уже не будет.



15 комментариев:

  1. Тонь, а что с выездами за границу? Консульства у Вас остались и все закрылись? Если нужна виза в Европу/Америку, куда иди? Ехать в Украину в консульства?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В украинском Крыму консульств и посольств было всего несколько штук. И самым популярным было российское) Так что по большей части раньше все равно приходилось обращаться "на материк". Сейчас же дело обстоит так: у нас всех загранки еще украинского образца, по ним можно поехать в Украину и получить нужную визу. Правда, я не знаю точно, как после введенных санкций ЕС сейчас эти визы крымчанам выдают. Хотя один знакомый так съездил в Польшу уже после референдума, и все норм. До Польши, правда, добрался быстрее, чем до Одессы, куда ездил за визой, а все из-за установленной с Украиной новой границы. А загранки российского образца еще не делают, обещают начать в ближайшие месяцы. Тогда, наверное, вообще придется в РФ ехать за визой, если тут консульств не откроют. В общем, счас пока крымчанам лучше никуда не ездить. Что я и делаю, сидя с Илюшей в декрете) Надеюсь, когда он подрастет немного, систему наладят. Главное, чтобы не было войны.

      Удалить
  2. Тоня, читать это было и радостно и досадно одновременно. Радостно - понятно почему. Досадно от того, что при наличии такого же Фонда помощи обманутых вкладчиков моей маме и (что хуже) бабушке и тысячам людей в Благовещенске (это я упоминаю пример, который лично нашу семью затронул) уже много лет никто не собирается компенсировать пропавшие вклады одной фирмы, которая к тому же и с жильём кинула пол города, кто вложился в строительство. Про больницы и поликлиники даже упоминать не буду. Кстати, после крымского референдума на Дальнем Востоке тоже шутили - "давайте тоже проведём референдум и отделимся от России". Ясен пень, Крым сейчас образцово-показательный и я действительно бесконечно рада, что у вас не взрывается ничего, ты знаешь. Очень интересно узнавать всё из первых уст, Тоня, спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Та не за что) Все такими быстрыми темпами идет, что потом просто возвращаюсь в свои записи и интересно читать, как и что было. Да, показуха налицо. Но хоть за пенсионеров наших отрадно, реально хоть поживут, как белые люди, а то ж ранее они просто героями были, на такую пенсию не жить, а выживать только можно было.

      Удалить
  3. Тоня, в какой период и в каком месте ты живёшь. Когда я узнала, что всё это время ты была беременная, холодный пот прошиб, правда. Ты молодец, мне нравится, как и каким тоном ты обо всём рассказываешь. Спасибо большое, от кого бы я ещё узнала. Пусть в вашем маленьком доме будет мир и покой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, помню, когда все только случилось, мы с Аллой рассуждали, что живем в такое интересное время. Что сейчас вот, прямо тут, на нашей крымской земле, творится новая история. И да, беременность у меня насыщенная новостями была. Я ж еще и работала до последнего, и поток новостей был просто нескончаемым! Такого еще никогда не было.

      Удалить
  4. У нас тут все газеты прожужжали, что вот мол ввели прямой рейс до Крыма из Омска, и прям все билеты раскупили, и весь Омск дружной гурьбой и счастливыми воплями побежал пяточки в море солить. А тут вон оно как.

    Моя племяша, которая сейчас в Донецке, один в один сказала, как в Вашем посте - мне плевать, в какой мы будем стране, главное, что бы всё было мирно.
    Хорошо, что хотя бы небольшой кусочек бывшей Украины избежал той страшной бабы, которая сейчас с минами наперевес шагает по стране.

    Интересно было почитать от самого настоящего жителя, а не кучи диванных аналитиков, как там у вас дела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, привет! Да, везде в РФ по ходу так жужжали, но я считаю, что это правильно. Если б у нас в незалежной Украине Крым хоть раз бы так прорекламировали..., а то перед каждым курортным сезоном СВОИ же СМИ постоянно только обсирали, мол, мусор, грязь, цены высокие, качество услуг низкое... Плюс каждое лето миф о затопленных под Ласточкиным гнездом бочках с химикатами мусолили. И при этом постоянно думали, как привлечь бОльшее число туристов...
      Ой, я когда смотрю видео с Донбасса и Луганска, вообще плачу постоянно. Это самый настоящий ад на земле. Я очень боюсь, что все это может прийти к нам, как об этом постоянно заявляют новые украинские власти, мол, вернем Крым назад. Я хочу одного - мира. И да, я тогда не сфоткалась, как все, на память с "зеленым человечком", потому что до сих пор считала и считаю то, что случилось самой настоящей оккупацией. Но если в этой оккупации нам поднимут зп, улучшат условия жизни, помогут сделать наш край образцовым, и обеспечат мирное небо над головой, то я буду только рада такой оккупации. Как ни прискорбно это признавать, но это факт.

      Удалить
  5. Очень интересно узнать все это из первых уст. Только недавно думала про тебя, Тоня, как вы там. Хорошо, что вам стараются облегчить переход из одной страны в другую. Грустно, конечно, читать, что ты случившееся считаешь оккупацией, но у каждого своя правда. У моей подруги муж из Севастополя и его семья была искренне рада возвращению в Россию. Для нас-то (русских) Крым действительно свой, и в царское время сколько за него бились именно русские, и в советское никто не думал, что едет на Украину, ехали именно в Крым. Да и вообще это отделившиеся республики после развала Союза так взахлеб упивались независимостью, а для нас что Украина, что Белорусия всегда оставались братскими народами, и это не пиаровский слоган, это люди на самом деле так думают и чувствуют.
    Очень ждем, что, наконец, война в Восточной Украине прекратится. Рады за вас, что у вас мирное небо и жизнь, кажется, налаживается)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я ничего не считаю. Оккупация - это просто факт. Это можно принимать или не принимать, радоваться этому или печалиться, но от этого ничего не изменится. Идет перекраивание политической карты мира.
      Насчет "жизнь налаживается": с одной стороны так и есть, я об этом, собственно, и написала в посте. А с другой, живем как на пороховой бочке. Не проходит и дня, чтобы какой-нибудь украинский политик не заявил, что после Восточной Украины войска развернут на Крым...

      Удалить
    2. Тонь, я не собиралась спорить с тобой. Ты в предыдущем комментарии написала, что "считала и считаешь случившиеся оккупацией", я на это и отреагировала. Как уже говорила, у меня есть знакомые в Крыму и они иначе все это видят. Вообще в этой ситуации говорить о фактах очень трудно, столько много всего говорится и показывается, столько точек зрения даже у людей, которые живут в Украине или на границе с ней в России. Я вообще старалась нигде ничего не комментировать, а тут не удержалась и хотела только сказать, что за вас рада, так как вцелом твой пост производит впечатление позитивного.

      Удалить
    3. Оля, я и не собиралась спорить, что ты! Просто пыталась донести мысль о том, что независимо от того, что думают простые люди, там наверху, все решат без нас. К сожалению.
      То есть одни могут считать Крым оккупированным, другие изначально российским и ошибочно когда-то подаренным и т.д. Но от этого ничего не изменится. Все будет так, как решат за нас. И ни одни выборы или референдумы на это решение сверху не повлияют.

      Удалить
  6. Тоня, а говорят, у вас раньш медицинских полисов не было. Это правда?

    Про туристов. Не знаю, как где, но у нас тут толпа желающих была в Крым поехать. Ещё же всякие субсидируемые перевозки сделали. НО. Из Иркутска в Крым даже для льготников в одну сторону билет стоит 30 тыщ. Это не по зубам. С центральной части России, конечно, дешевле. Но у нас тут от цен желания резко поубавилось у тех, кто хотел в Крым.

    Беженцы даже у нас есть. Почти 400 человек официально зарегистрированных. Это показатель, всё-таки того, что не всё в порядке это я к пропаганде в СМИ, которая, безусловно, есть, но есть и другое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ален, ты права, чем дальше от нас, тем дороже билеты. Из Хабаровская или Камчатки вообще "золотыми" будут. Не знаю, может, пока решили "прощупать почву", а позже что-то и с Сибирью и Дальним Востоком будут делать в этом направлении...

      Полисов никогда не было. Сейчас вот их как раз оформляем. Даже не представляю, что это и как. У нас было так: приходишь в больницу и чуть ли не за каждый шаг платишь из своего кармана. Если денег нет - могли реально отказать, даже если тебя по скорой привезли. Такие случаи были.

      Насчет беженцев, думаю, что многие из них захотят впоследствии остаться в России. Украина вряд ли уже когда-нибудь сможет вернуться на круги своя, особенно после боинга. Я этих людей прекрасно понимаю: когда тебя обстреливает собственная же армия, патриотизм как-то вдруг куда-то исчезает.

      Удалить
    2. Ну знаешь, ради интереса посмотрела цену билетов до Симферополя с соседними регионами - из Красноярска дешевле, Читы и Улан-Удэ - тоже, хотя Иркутск географически ближе к Крыму последних двух. Из Якутска, который дальше, правда, действительно дороже. Непонятная ценовая политика. С Москвой также, кстати.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...