суббота, 12 апреля 2014 г.

Переходный период

Крымчане и переходный период)

Со дня референдума не прошло еще и месяца, а мне кажется, будто уже как минимум год пролетел. Что у нас изменилось?



1. Полная жопа с банками. Украинские закрываются, российские открываются. Из-за этого очереди в банках километровые. Люди переживают за свои депозиты, РФ обещает в крайнем случае все перекупить и все всем выдать. Вопрос пока только во времени. У меня лично депозита нет, но зато лежит довольно крупная сумма на счету в "Привате", который уже три недели остается заблокированным. Снять как-либо эти деньги, перевести, расплатиться онлайн и прочее - нельзя. Можно только заходить в интернет-систему и смотреть, смотреть, смотреть на эту сумму)
А еще у нас есть кредит. В другом украинском банке. Вот было бы здорово, если бы "Приват" заработал, а этот другой - навсегда исчез))

2. Рубли. Саркису, как бюджетнику, выдали первую рублевую зарплату. Он принес домой такую пачку, что я сначала очень обрадовалась - мы миллионеры! Но на самом деле мы теперь математики. Простым людям, не привыкшим к операциям с валютой, приходится сейчас непросто. Бабушки в магазины приходят с калькуляторами. Да, и мы тоже все считаем на мобилке. Продавцы не ругают, что очередь задерживаешь, а некоторые и сами долго тупят в расчетах, выдавая сдачу. Из очередей постоянно доноситься: "Вот было бы соотношение "один к одному", и проблем бы не знали!".

3. В результате всех событий в лексиконе крымчан, а также украинцев, появилось много новых, часто употребляемых слов:
- оккупация
- аннексия
- аншлюс
- санкции
- референдум
- федерализация
- материковая часть
- хунта
- легитимный (многие не знают, что это такое и произносят как "легитиВный"), и др.
Не удивлюсь, если найдутся мамаши и папаши, которые назовут своих детей в этом году Аннексиями и Референдумами.
А еще даже я, филолог русского языка, стала замечать, что мне теперь хочется сказать не "в Украине", а "на Украине", как это произносят москвичи.

4. Закрылось очень много магазинов и торговых точек. Я давно собиралась в свой любимый магазин одежки в большом торговом центре, а вчера, наконец доехав туда, обнаружила, что он закрыт. Там же не оказалось на своих местах и других брендовых бутичков. Да что там бутички, у нас за углом дома даже обычный продуктовый закрылся, который сто лет там работал. И так везде по городу. Едешь в маршрутке и только и отмечаешь про себя: "Ооо, и этого магаза уже нет, и тут тоже все закрылось". Правда, я думаю, что это все временно. Свято место пусто не бывает.

5. Цены выросли, но совсем немного. Стоимость бензина осталась прежней, еда подорожала на пару-тройку гривен, тарифы на коммуналку не поднимали, проезд в маршрутках такой, как и был. Сестра, живущая в Одессе, говорит, что у них там подорожало все. И что это очень чувствуется, ведь рублей нет. Есть гривна, которая с каждым днем падает все ниже. А США и ЕС не спешат давать обещанные кредиты.

6. Московское время. С 31 марта Крым живет по нему и разница во времени между Украиной и Крымом составляет один час. В общем же мы перевели стрелки часов сразу на 2 часа вперед. Если честно, я думала, что привыкать будем долго, но нет - втянулись уже. В 6 утра, правда, темно совсем еще, если ехать куда рано, то вставать тяжело. Но в остальном нет особой разницы.
Да, еще с родными из Украины, когда по телефону болтаешь, они очень удивляются, почему это я зеваю в десять-полодиннадцатого. А потому, что у нас уже полдвеннадцатого!:)

7. Российские каналы. Поначалу я очень скучала по украинским (да-да, в 21 веке у меня дома аналоговое ТВ, и я не вижу в этом ничего необычного), приговаривала: "Да на российском ТВ и смотреть-то нечего!". А потом втянулась. И вот что обнаружила: во-первых, у меня пропала тревога, которая постоянно накатывала после просмотра программ новостей на украинском ТВ. По долгу службы я вообще по большей части только новости и смотрела. И не раз признавалась по утрам в редакции, что на некоторых сюжетах даже начинала непроизвольно плакать. Горько-горько так плакать от того, что живем мы не в стране, а в какой-то жопе. Даже мой стойкий журналистский мозг не выдерживал после 5-7 минут бесконечного "люди попали в сложную ситуацию, никто им не пришел на помощь, они винят местных чиновников, те говорят, мы бы рады помочь, но денег не было, нет и не предвидится, люди сами что-то пытаются сделать, но находятся вандалы, которые все снова разрушают... Вот доживем до следующих выборов, авось что-то изменится". После такого мне всегда было больно и обидно. Причем как за пострадавших людей, так и за чиновников. Потому что, будучи простым корреспондентом, я не раз сталкивалась с хорошими чиновниками (да, такие тоже бывают!), людьми своего дела. У которых были интересные и нужные проекты, предложения. У которых было желание что-то делать. Но у которых не было на то достаточных полномочий от Киева и не было самого главного - денег.
Что я вижу на российском ТВ? Пропаганду. Но как же нам не хватало все эти годы такой пропаганды! Когда любую негативную по отношению к своей стране новость ты выдаешь как: "Да, это, конечно, плохо для нас, но и мы не лыком шиты, готовы ко всему и уже знаем, как на что реагировать". Когда перед курортным сезоном ты рассказываешь зрителю не о мифических бочках с ядовитыми отходами, затопленными где-то под Ласточкиным гнездом, а показываешь картинку, как водолазы чистят морское дно, чтобы отдыхающие могли не переживать о собственной безопасности.
Вообще, пропаганда великая вещь. Я смотрю сюжеты про маленькие российские городки, про музеи народного ремесла, про заводы. Все они небольшие, не выдающиеся. Но о них рассказывается так, что волей-неволей начинаешь думать: "Вот какая могущественная страна Россия!". Даже если это не так. Все равно непроизвольно так думаешь.
А после просмотра украинского ТВ хочется взять вилы и пойти на войну. Против беспредела, против коррупции, против власти, против взяточников врачей-учителей-гаишников-торгашей..., против... своей же страны. И это очень страшно. До майдана украинцев сдерживало, пожалуй, только большое количество развлекательных программ и реалити-шоу, которыми наводнено украинское ТВ.

8. Крым принял новую Конституцию. Такую, о которой мечтал все 22 года независимости Украины. Теперь мы отдельная государственная Республика в составе РФ. Можем сами принимать законы на местном уровне и выступать с законодательными инициативами к центру. А еще у нас теперь три госязыка - русский, украинский и крымскотатарский. И это тоже своеобразная победа.

Ну вот, пожалуй, и все пока из моих личных наблюдений. Что касается моего окружения, то люди, хоть и переживают за то, как будет проходить объявленный до 1 января 2015 года так называемый переходный период, за получение паспортов, переоформление бизнеса, недвижимости, связи с родными на материке и прочее, все равно отмечают, что жить стало как-то спокойнее, по крайне мере им в это верится. В свою очередь это подтверждают постоянные визиты к нам московских чиновников всех уровней и предложение реальных программ по развитию региона, постоянное информирование населения о всех нововведениях, поэтапный подъем зарплат и пенсий с 1 апреля до 31 августа до уровня российских (в конце месяца Саркису должны дать зп уже на 25% больше), позитивные планы и программы по ТВ о предстоящем курортном сезоне, где ведущие хоть и бродят на фоне развалин, все равно, улыбаясь, рассказывают о Екатерине, полководцах, Пушкине, Есенине, известных актерах и режиссерах, побывавших когда-то тут, нереальное снижение цен на авиабилеты, чтоб россияне смогли приехать этим летом в Крым и таким образом "сделать" нам сезон, и многое другое.

И мне тоже хочется верить, что курортный сезон будет. И что Крым будет. И что все будет хорошо.






8 комментариев:

  1. Муся, мне тоже очень хочется верить в то, что все будет прекрасно. И люди будут довольны и не придет чувство сожаления и тд.
    Про "на" Украине говорит вся Россия, нас этому учили в школе, это была страна исключение из правил)))) Я, как-то незаметно для себя самой, несколько лет назад перешла на "в". Хотя, на мой опять же не искушенный в правилах русс яз взгляд, от перестановки предлогов ситуация не меняется))
    Очень надеюсь, что люди будут довольны, а правители себя удовлетворят сами
    Обнимаю тебя крепчайшим образом))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Пушочек! Так приятны твои слова, спасибо!
      А "в Украине" или "на Украине" - какая нам, крымчанам, теперь разница!)))
      Правда, я как-то по рос. ТВ слышала формулировку "в Крыме", а не в "в Крыму")))

      Удалить
  2. Тоня, очень интересно! Знаешь, я заметила, что моё мнение по этому вопросу примерно на 99 процентов сейчас формируешь ты. Потому что больше я вообще никому не верю и не хочу верить. А ты реальный знакомый человек, вот тебе верю. Я на прошлой неделе была в Копенгагене и в номере с утра включила CNN новости из Англии. Так вот я просто охренела. Там был сюжет про Россию и Крым - как раз после сюжета о талибах и антитеррористической операции. Так вот этот сюжет о талибах по сравнению с сюжетом о Крыме - просто детская сказка на ночь со счастливым концом. Если бы я ничего не знала, хоть примерно, кто такие русские, украинцы, что примерно сейчас происходит, я бы сама взяла вилы в руки и пошла убивать. Я просто не думала, что такие серьезные информагенства позволяют себе такую мягко говоря показуху и чернуху однонаправленную. Серьезно, у меня был шок. Сейчас вообще очень хорошо со стороны видно (со стороны - это если исключить по максимуму влияние медиа на личное мнение), как люди сильно и уже окончательно зависимы от того, что вещается. К сожалению, о хоть какой-то минимальной объективности, наверное, речи уже не идёт. Поэтому я слушаю тебя, слушаю коллег, кто сейчас в Крыму, вот эти мнения мне интересны.
    И про "на Украине" и "в Украине". Моя бабушка - украинка (родилась в Кременчуге) - всю жизнь говорила и говорит "на Украине". И я, если на автомате, то говорю - на Украине. А если задумаюсь, то вспоминаю, что правильно - в Украине. Очень жаль, что сейчас этот вопрос встал в свете националистическом каком-то. Просто люди так привыкли столетиями говорить и не более. Моя бабушка, конечно же, не хочет ущемлять ни чью гордость ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, на самом деле я как раз таки больше всего боюсь формировать чье-то мнение) Страшно брать на себя такую ответственность, особенно в условиях, когда многие из-за этой темы ругаются. Но я понимаю, что так происходит волей-неволей. И тут, у себя в блоге, решила в данных постах делать упор конкретно на свое мнение, на свое ощущение событий. Хотя, как я когда-то уже говорила, люди разные. Есть у нас и такие, кто не спешит учиться переводить гривны в рубли, а до сих пор плачет и хочет оставить украинское гражданство. Я считаю, что каждый имеет право жить так, как хочет и думать так, как хочет. Но глупо не признавать то, что уже свершилось по факту. А оно свершилось)
      Если укр. каналы показывают такое, что хочется на войну, то я представляю, что говорят на западном ТВ! Помню свекр рассказывал про подобную информационную войну, когда разворачивались события в Сирии, а я все думала: ну как так?! А теперь понимаю, как можно повернуть все в выгодном для себя свете. При таком подходе в 21 веке и бомбы не нужны. Зачем тратиться на вооружение, если можно снять пару-тройку устрашающих сюжетиков, а потом еще для пущей эффективности закинуть какую-нибудь "уточку" через серьезное информагенство...

      Удалить
  3. Тоня, я вот буквально вчера думала: "Написала бы Тоня, как она там",и вот прочитала) спасибо тебе, что находишь время делиться. Потому что голова и правда пухнет от обилия противоречивой информации, а благодаря тебе понятно все изнутри.
    Тоня, а что у вас с шенгенскими визами? я читала, что жители Крыма их только в Киеве могут получить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ксюш, с шенгеном у нас тоже пока жопка. Получить его можно только в консульствах и посольствах на территории материковой Украины. Но при этом для оформления визы требуют украинский паспорт (его себе могут оставить все жители Крыма, кроме госслужащих - им не положено, хотя им как раз и приходится нередко мотаться по заграницам), а также счет в украинском банке в гривнах и справку с места работы с указанием зп в гривнах). При этом все как бы уже понимают, что Крым это Россия, и тут уже все в рублях, но вот такая заподлянка пока.
      Власти обещают решить и этот вопрос, правда пока что заняты по большей мере как можно скорейшим переоформлением паспортов и вида на жительство по законам РФ.
      Хорошо, что нам с Саркисом никуда не надо ехать-лететь. А вот каково тем, кто заранее бронировал тур, долго мечтал о какой-нибудь поездке... Или по делам срочным надо выехать...даже не представляю...

      Удалить
  4. Слушай, почему мы не познакомились раньше? Даже обидно. Как ты все писала о всех перетрубациях. Я помню, как это было очень хорошо. Мы тем летом приезжали в Крым отдыхать. Были в Евпатории. И все крутили у виска, куда это мы собрались, да еще с ребенком. Помню как из-за ввода санкций отменили наш самолет, все самолеты Добролета. Как мы переживали, как же будем добираться до Москвы. Помню как разговаривали с людьми, и не было ни одного кто был против соединения с Россией. Помню побережье полузаброшенных и полупустых санаториев еще времен советского детства и пионерии. Но ни смотря ни на что, это была очень душевная поездка. Люблю Крым всем сердцем. Как много вам пришлось пережить :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, да, жаль, что мы тогда были не знакомы. Но здорово, что познакомились потом) Это вы в 2014-ом, получается, были в Крыму? И правда, герои!) Хотя именно то лето было самым дешевым! Цены на отели и отдых упали очень сильно из-за всех этих событий. И я потом еще долго жалела, что мы за все лето так нигде и не отдохнули, потому что я была вся в мамском шоке, в грудной кормежке и сама же не хотела никуда ехать с маленьким ребенком.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...